Интернет-журнал «Лицей»

Благодарение Лазарю Тарлеру

У меня существует своя личная мифология Петрозаводска. Дом Тарлера в ней – на первом плане. 

Моё самое любимое здание в Петербурге – «Дом с башнями» (архитектор Александр Евгеньевич Белогруд, 1913). А в Петрозаводске – дом № 12 на Мариинской (архитектор Лазарь Юделевич Тарлер, 1956).

Где-то начиная с 7–8-го класса, я стал частенько наезжать в Ленинград – изучал загипнотизировавший меня город.

Возвращаясь домой, очень субъективно и произвольно ассоциировал питерское и петрозаводское – в моём родном городе есть уголки, закрепившиеся в бессознательном как аллюзии Северной Пальмиры.

Даже на специальную карту вынес эти объекты.

Дом А.Е. Белогруда – и дом Л.Ю. Тарлера: они изначально в моём сознании как бы соседствуют. Думается, что сближение в данном случае закономерно – под ним имеется  некоторое объективное основание.

 

А.Е. Белогруд. Дом с башнями, фото Alexander Y. Potekhin
Л.Ю. Тарлер. Мариинская, 12, bikelifeforms.ru

Инвариантов между двумя зданиями немало.

Стилистические созвучья очевидны.

Неоренессанс? Неоклассицизм? Ретроспективизм?

Границы между этими определениями не всегда просматриваются чётко.

О нюансах пусть спорят специалисты.

Мы же доверимся непосредственному восприятию: два здания легко и естественно рифмуются друг с другом – их композиционный изоморфизм способен сам по себе доставить эстетическое наслаждение.

Несомненны романтические наклонности двух зодчих. Здания, построенные ими, вырывают нас из обыденного ряда – привносят в окружение сказочную тональность.

Это своего рода поэзия в архитектуре.

Лазарь Тарлер учился в легендарном ЛИСИ.

Мнится, что он вдохновлялся Александром Белогрудом – подолгу  очарованно стоял возле его шедевра.

Лазарю Юделевичу было 29 лет, когда он построил дом на Мариинской – это ли не подарок Петрозаводску?

26 марта зодчему исполнится 90 лет.

С 1992 года он живёт в США.

Что он делал в интервале между Карелией и Америкой?

Информация скудная.

В 2009 году Ленгипрогор праздновал своё 90-летие.

В Интернете появилась такая справка:

Среди ведущих сотрудников института в этот период плодотворно трудилась старая гвардия ленгипрогоровцев 30-40 годов. Но уже вовсю заявило о себе поколение 50-60-х годов, начинавшее с должностей архитекторов, инженеров, но уже в 70-80-е годы выросших до ГАПов, ГИПов, главных специалистов, вставших во главе бригад, АПМ и отделов: А.Г. Агларова, В.Д. Аксёнова, Т.В. Адорова, Е.И. Алиев, В.А. Ануфриев, С.А. Аронсон, М.А. Березин, Г.Я. Бишко, Р.Ф, Близняков, Г.П. Боренко, Ю.В. Бронфенбренер, А.Г. Варзар, В.Р. Васильева, Г.И. Ваха, В.С. Григорова, С.Б. Гульницкий, И.А. Гургенов, Н.С. Гутман, В.Р. Дворкина, И.А. Дмитриев, В.Б. Залегаллер, В.Б. Зарецкий, Л.С. Зиматова, Е.П. Зимина, Б.П. Зиновьев, В.И. Ивашкевич, В.П. Иофинов, Л.Б. Каплан, И.В. Карпина, Е. Д. Карпухина, Е.С. Квашнина-Самарина, Н.П. Кипрушина, Р. Д. Коганер, Р.М. Коган, Ю.В. Козырев, А.Н. Королёв, З.И. Костко, Е.М. Костюк, А.Т. Котловой, Е.И. Кулаков, М.И. Лабок, Г.Ш. Лангер, А.И. Ланда, Р.С. Лобачёв, О.А. Мошкина, М.А. Никандрова, М.В. Пантелеева, А.И. Петрова, Л.Т. Петухова, И.Ю. Плисс, А.И. Порывкина, М.А. Разумов, Л.И. Свердлин, Г.Е. Сергачёва, Л.Ю. Тарлер, С.В. Титов, Б.И. Тругман, М.Б. Фомина, Р.И. Хамецкий, Е.А. Цыганова, Б.А. Черчес, Л.А. Чистякова, В.Л. Шифферс, Ю.П. Шплет, В.А. Щитинский.

Промельк имени в длиннющем ряду!

И больше ничего.

Спасибо Елене Евгеньевне Ициксон.

Благодаря её статьям и лекциям имя мастера не кануло в забвение.

Она стала нашим добрым гидом по Петрозаводску – открыла нам глаза на его архитектуру. То, мимо чего мы проходили равнодушно, вдруг обрело новый ценностный вес – заиграло новизной.

Приведу пример из статьи Е.Е. Ициксон «Город Тарлера» (Карелия N 37 от 7 апреля 2007 г.):

О том, что архитектор Тарлер замечательный рисовальщик, можно догадаться, рассматривая построенные им дома. Архитектурные детали – капители, розетки, кронштейны – свидетельствуют о вкусе, фантазии и мастерской руке автора. Каким буйством и сочностью форм буквально пышет обрамление входа в ателье на проспекте А. Невского: колосья, фрукты, драпировки – голландский натюрморт!

 

Проспект Невского, 31 

Казалось бы, здание по назначению весьма скромное – а декор мощный, монументальный.

Тут может скрываться противоречие.

Художник мечтает о больших масштабах – а реальность не даёт ему развернуться.

Приходится работать в тесных рамках.

Увы, в самой этой специальности – архитектура – есть нечто трагическое: ты рабски зависишь от заказа. Сравним: для живописца материал – всегда доступные краски; а для зодчего – огромные объёмы и массы материи. Многое остаётся в проектах – намётках – замыслах.

 

Вспомнились барельефы на Адмиралтействе.

Победное, триумфальное!

Декор на здании ателье хочется мысленно перенести в другой контекст – в раздвинутое и свободное пространство.

 

 

   Рифма

 Шесть лет Лазарь Тарлер работал в Петрозаводске.

Яркий след у нас оставил!

Потом были Владивосток, Вятка, Хабаровск, Якутск, Большой Камень, Йошкар-Ола, Красноводск.

Но создаётся ощущение, что там нет своей Елены Ициксон – Интернет не выдаёт информации на соответствующие запросы.

 

Это наш Гостиный двор. Он был взорван в 1941 году перед приходом финнов. На его месте находились оживлённые торговые ряды – крытые, с навесами. Я отлично их помню. Слава Богу, на этом месте встал дом Тарлера, а не какая-нибудь уродина
Поднимемся на одну из башенок дома Тарлера – и пустим вспять ход времени. Углубившись лет на сто назад, увидим отсюда вот эту картину

В США Лазарь Юделевич обрёл известность как художник.

Часто выставляется.

Образы мировой архитектуры доминируют в его творчестве.

Сын Юрий – тоже художник: тяготеет к символизму.

 

Художник снялся на фоне интересных картин. Чьи работы?
Интрига! Выловил в Интернете – там не сказано. Будем доискиваться

 

 PS 

Доискался!

Помогли американские друзья.

Это живопись Юрия Лазаревича Тарлера, сына зодчего.

Но в подписи ничего не меняю: хочу сохранить неопределённость, столь характерную для ситуации, когда наши соотечественники уплыли далеко-далеко.

 

Остров Эллис – ворота в Америку: через них миллионы иммигрантов ступили на благословенный материк.

Сегодня отец и сын Тарлеры работают над проектом реконструкции острова.

Старое с предельным тактом и бережностью будет вписано в новое.

Ответственнейшая работа!

И почётнейшая!

На заднем плане – остров Эллис: ныне рабочая площадка для зодчего, которого мы, петрозаводчане, вправе считать родным человеком.

Статуя Свободы осеняет чертёжную доску мастера, который столь много сделал на берегах Онего, что столицу Карелии в шестидесятые годы ХХ века называли так: город Тарлера.

С днём рождения, Лазарь Юделевич!

 

 

PSS

Ещё один постскриптум – воистину бесценный: письмо от самого Лазаря Юделевича.

Удалось выйти на него в США – через сына Юрия Лазаревича.

Привожу как в оригинале – сохраняю английский шрифт

Этот нюанс тоже о многом говорит. 

Uvazhaemii Yury, blagodaren Vam za pamiat o moiei roli v Petrozavodske, ia liubliu etot gorod i mnogo postroil tam, mne ponravilas statia v gazete Gorod Тarlera za 2007 god.  S Yuriem Ushakovim ia uchilsia v LISI, privet vsem arhitektoram, spasibo za vnimanie.

L. Тarler

23.03. 2017

 

Такое ощущение, что связь времен восстановилась – и я получил послание из собственного детства.

Мне было 12 лет, когда был построен Дом Тарлера – он сразу полюбился мальчишке.

От здания веяло Европой?

Оно напоминало замки из книг, которые я тогда читал?

Всё это не рефлексировалось.

Было впечатление – яркое, сильное.

У меня существует своя личная мифология Петрозаводска.

Дом Тарлера в ней – на первом плане.

 

Ю. Л. 

 

Exit mobile version