Архитектура Петрозаводска

Благодарение Лазарю Тарлеру

У меня существует своя личная мифология Петрозаводска. Дом Тарлера в ней – на первом плане. 

Моё самое любимое здание в Петербурге – «Дом с башнями» (архитектор Александр Евгеньевич Белогруд, 1913). А в Петрозаводске – дом № 12 на Мариинской (архитектор Лазарь Юделевич Тарлер, 1956).

Где-то начиная с 7–8-го класса, я стал частенько наезжать в Ленинград – изучал загипнотизировавший меня город.

Возвращаясь домой, очень субъективно и произвольно ассоциировал питерское и петрозаводское – в моём родном городе есть уголки, закрепившиеся в бессознательном как аллюзии Северной Пальмиры.

Даже на специальную карту вынес эти объекты.

Дом А.Е. Белогруда – и дом Л.Ю. Тарлера: они изначально в моём сознании как бы соседствуют. Думается, что сближение в данном случае закономерно – под ним имеется  некоторое объективное основание.

 

А.Е. Белогруд. Дом с башнями, фото Alexander Y. Potekhin
А.Е. Белогруд. Дом с башнями, фото Alexander Y. Potekhin
Л.Ю. Тарлер. Мариинская, 12, bikelifeforms.ru
Л.Ю. Тарлер. Мариинская, 12, bikelifeforms.ru

Инвариантов между двумя зданиями немало.

Стилистические созвучья очевидны.

Неоренессанс? Неоклассицизм? Ретроспективизм?

Границы между этими определениями не всегда просматриваются чётко.

О нюансах пусть спорят специалисты.

Мы же доверимся непосредственному восприятию: два здания легко и естественно рифмуются друг с другом – их композиционный изоморфизм способен сам по себе доставить эстетическое наслаждение.

Несомненны романтические наклонности двух зодчих. Здания, построенные ими, вырывают нас из обыденного ряда – привносят в окружение сказочную тональность.

Это своего рода поэзия в архитектуре.

Лазарь Тарлер учился в легендарном ЛИСИ.

Мнится, что он вдохновлялся Александром Белогрудом – подолгу  очарованно стоял возле его шедевра.

Лазарю Юделевичу было 29 лет, когда он построил дом на Мариинской – это ли не подарок Петрозаводску?

26 марта зодчему исполнится 90 лет.

С 1992 года он живёт в США.

Что он делал в интервале между Карелией и Америкой?

Информация скудная.

В 2009 году Ленгипрогор праздновал своё 90-летие.

В Интернете появилась такая справка:

Среди ведущих сотрудников института в этот период плодотворно трудилась старая гвардия ленгипрогоровцев 30-40 годов. Но уже вовсю заявило о себе поколение 50-60-х годов, начинавшее с должностей архитекторов, инженеров, но уже в 70-80-е годы выросших до ГАПов, ГИПов, главных специалистов, вставших во главе бригад, АПМ и отделов: А.Г. Агларова, В.Д. Аксёнова, Т.В. Адорова, Е.И. Алиев, В.А. Ануфриев, С.А. Аронсон, М.А. Березин, Г.Я. Бишко, Р.Ф, Близняков, Г.П. Боренко, Ю.В. Бронфенбренер, А.Г. Варзар, В.Р. Васильева, Г.И. Ваха, В.С. Григорова, С.Б. Гульницкий, И.А. Гургенов, Н.С. Гутман, В.Р. Дворкина, И.А. Дмитриев, В.Б. Залегаллер, В.Б. Зарецкий, Л.С. Зиматова, Е.П. Зимина, Б.П. Зиновьев, В.И. Ивашкевич, В.П. Иофинов, Л.Б. Каплан, И.В. Карпина, Е. Д. Карпухина, Е.С. Квашнина-Самарина, Н.П. Кипрушина, Р. Д. Коганер, Р.М. Коган, Ю.В. Козырев, А.Н. Королёв, З.И. Костко, Е.М. Костюк, А.Т. Котловой, Е.И. Кулаков, М.И. Лабок, Г.Ш. Лангер, А.И. Ланда, Р.С. Лобачёв, О.А. Мошкина, М.А. Никандрова, М.В. Пантелеева, А.И. Петрова, Л.Т. Петухова, И.Ю. Плисс, А.И. Порывкина, М.А. Разумов, Л.И. Свердлин, Г.Е. Сергачёва, Л.Ю. Тарлер, С.В. Титов, Б.И. Тругман, М.Б. Фомина, Р.И. Хамецкий, Е.А. Цыганова, Б.А. Черчес, Л.А. Чистякова, В.Л. Шифферс, Ю.П. Шплет, В.А. Щитинский.

Промельк имени в длиннющем ряду!

И больше ничего.

Спасибо Елене Евгеньевне Ициксон.

Благодаря её статьям и лекциям имя мастера не кануло в забвение.

Она стала нашим добрым гидом по Петрозаводску – открыла нам глаза на его архитектуру. То, мимо чего мы проходили равнодушно, вдруг обрело новый ценностный вес – заиграло новизной.

Приведу пример из статьи Е.Е. Ициксон «Город Тарлера» (Карелия N 37 от 7 апреля 2007 г.):

О том, что архитектор Тарлер замечательный рисовальщик, можно догадаться, рассматривая построенные им дома. Архитектурные детали – капители, розетки, кронштейны – свидетельствуют о вкусе, фантазии и мастерской руке автора. Каким буйством и сочностью форм буквально пышет обрамление входа в ателье на проспекте А. Невского: колосья, фрукты, драпировки – голландский натюрморт!

 

Проспект Невского, 61
Проспект Невского, 31 

Казалось бы, здание по назначению весьма скромное – а декор мощный, монументальный.

Тут может скрываться противоречие.

Художник мечтает о больших масштабах – а реальность не даёт ему развернуться.

Приходится работать в тесных рамках.

Увы, в самой этой специальности – архитектура – есть нечто трагическое: ты рабски зависишь от заказа. Сравним: для живописца материал – всегда доступные краски; а для зодчего – огромные объёмы и массы материи. Многое остаётся в проектах – намётках – замыслах.

image004

 

Вспомнились барельефы на Адмиралтействе.

Победное, триумфальное!

Декор на здании ателье хочется мысленно перенести в другой контекст – в раздвинутое и свободное пространство.

 

Рифма

Рифма

 

   Рифма

 Шесть лет Лазарь Тарлер работал в Петрозаводске.

Яркий след у нас оставил!

Потом были Владивосток, Вятка, Хабаровск, Якутск, Большой Камень, Йошкар-Ола, Красноводск.

Но создаётся ощущение, что там нет своей Елены Ициксон – Интернет не выдаёт информации на соответствующие запросы.

 

Это наш Гостиный двор. Он был взорван в 1941 году перед приходом финнов. На его месте находились оживлённые торговые ряды – крытые, с навесами. Я отлично их помню. Слава Богу, на этом месте встал дом Тарлера, а не какая-нибудь уродина
Это наш Гостиный двор. Он был взорван в 1941 году перед приходом финнов. На его месте находились оживлённые торговые ряды – крытые, с навесами. Я отлично их помню. Слава Богу, на этом месте встал дом Тарлера, а не какая-нибудь уродина
Поднимемся на одну из башенок дома Тарлера – и пустим вспять ход времени. Углубившись лет на сто назад, увидим отсюда вот эту картину
Поднимемся на одну из башенок дома Тарлера – и пустим вспять ход времени. Углубившись лет на сто назад, увидим отсюда вот эту картину

В США Лазарь Юделевич обрёл известность как художник.

Часто выставляется.

Образы мировой архитектуры доминируют в его творчестве.

Сын Юрий – тоже художник: тяготеет к символизму.

 

Художник снялся на фоне интересных картин. Чьи работы? Интрига! Выловил в Интернете – там не сказано. Будем доискиваться
Художник снялся на фоне интересных картин. Чьи работы?
Интрига! Выловил в Интернете – там не сказано. Будем доискиваться

 

 PS 

Доискался!

Помогли американские друзья.

Это живопись Юрия Лазаревича Тарлера, сына зодчего.

Но в подписи ничего не меняю: хочу сохранить неопределённость, столь характерную для ситуации, когда наши соотечественники уплыли далеко-далеко.

 

Остров Эллис – ворота в Америку: через них миллионы иммигрантов ступили на благословенный материк.

Сегодня отец и сын Тарлеры работают над проектом реконструкции острова.

Старое с предельным тактом и бережностью будет вписано в новое.

Ответственнейшая работа!

И почётнейшая!

На заднем плане – остров Эллис: ныне рабочая площадка для зодчего, которого мы, петрозаводчане, вправе считать родным человеком.
На заднем плане – остров Эллис: ныне рабочая площадка для зодчего, которого мы, петрозаводчане, вправе считать родным человеком.

Статуя Свободы осеняет чертёжную доску мастера, который столь много сделал на берегах Онего, что столицу Карелии в шестидесятые годы ХХ века называли так: город Тарлера.

С днём рождения, Лазарь Юделевич!

 

 

PSS

Ещё один постскриптум – воистину бесценный: письмо от самого Лазаря Юделевича.

Удалось выйти на него в США – через сына Юрия Лазаревича.

Привожу как в оригинале – сохраняю английский шрифт

Этот нюанс тоже о многом говорит. 

Uvazhaemii Yury, blagodaren Vam za pamiat o moiei roli v Petrozavodske, ia liubliu etot gorod i mnogo postroil tam, mne ponravilas statia v gazete Gorod Тarlera za 2007 god.  S Yuriem Ushakovim ia uchilsia v LISI, privet vsem arhitektoram, spasibo za vnimanie.

L. Тarler

23.03. 2017

 

Такое ощущение, что связь времен восстановилась – и я получил послание из собственного детства.

Мне было 12 лет, когда был построен Дом Тарлера – он сразу полюбился мальчишке.

От здания веяло Европой?

Оно напоминало замки из книг, которые я тогда читал?

Всё это не рефлексировалось.

Было впечатление – яркое, сильное.

У меня существует своя личная мифология Петрозаводска.

Дом Тарлера в ней – на первом плане.

 

Ю. Л.