К 90-летию Лазаря Тарлера
Деятельность архитектора в городе подчинена генеральному плану, которым обусловлено положение всех основных площадей и магистралей, характер и масштаб застройки улиц – главных и второстепенных. Казалось бы, места для творческого маневра практически не остается, когда заранее обозначены даже высота зданий и их габариты в плане. Тем не менее, у архитекторов первого послевоенного десятилетия была в руках еще одна волшебная палочка – освоение классического наследия, призывавшего проектировать и строить, «принимая во внимание прочность, пользу и красоту».
Раскрывая понятие красоты в архитектуре, знаменитый римлянин Витрувий писал в своем трактате «Десять книг об архитектуре» так: «Красота достигается приятным и нарядным видом сооружения и тем, что соотношения его членов соответствуют должным правилам соразмерности».
Красота города и красота отдельных зданий была потребностью тогда, сразу после войны. Почти жизненной потребностью.
Петрозаводск, сильно разрушенный и сожженный в годы Великой Отечественной войны, сразу после освобождения в 1944 году начал активно застраиваться. Кроме строительных специальностей, остро необходимых в то время, потребовалось много специалистов-проектировщиков.
Республиканская проектная контора, которая с 1934 года вела основное проектирование в Петрозаводске и республике, растеряла за годы войны большую часть своего состава. Однако образованное при Совнаркоме Карело-Финской ССР в 1944 году Управление по делам Архитектуры поставило одной из первейших задач укрепление кадрами своей подведомственной проектной организации. Быстрое увеличение штата происходило в основном за счет приглашаемых в Карелию выпускников строительных вузов.
В конце 1940-х – начале 1950-х в Петрозаводске работала большая группа архитекторов, приехавших в наш город из Москвы и Ленинграда. Нина и Ростислав Корневы, Эмилия Тентюкова, Нина Алферова, Галина Воронова, Ляля Мунасыпова, Марина Старченко, Фарид Рехмуков, Виль Шелухин, Лазарь Тарлер и другие придумали и нарисовали практически на пустом месте новый Петрозаводск, ставший родным для его жителей.
Ответственность перед петрозаводчанами, потерявшими в войне свой город, умение создать уютную и гармоничную среду, ансамблевое мышление, проявляющееся даже при проектировании небольших зданий – всё это выдает высокий профессионализм молодых архитекторов, понимавших специфику своего ремесла совсем не только как возможность показать себя. Архитектура – самое социальное из всех искусств, в фокусе которого всегда человек, горожанин. Так издавна воспитывали архитекторов. И благодаря этому центр Петрозаводска, возведенный в первые послевоенные годы, до сих пор являет собой самую любимую всеми часть города – таланты и способности разных зодчих в совокупности дали слаженную картину, соответствующую «должным правилам соразмерности».
Следование правилам и законам классического наследия требовало от архитекторов больших умений, особенно по части рисования и художественной подготовки. Это всегда давалось и до сих пор дается в архитектурных вузах, но способности у всех разные, и кто-то, что вполне естественно, в работе достигает большего успеха.
Одним из замечательных архитекторов первого послевоенного десятилетия, работавшим в Петрозаводске, является Лазарь Юделевич Тарлер, отмечающий 26 марта свой 90-летний юбилей.
Он работал у нас сравнительно недолго, уехал в 1956 году. За те шесть лет, что проектировал Лазарь Тарлер в Петрозаводске, он успел построить столько, сколько иным не удается за всю творческую жизнь. Конечно, можно ссылаться на строительный бум, что наступил в период восстановления города, однако это нисколько не умаляет профессиональных достоинств молодого архитектора.
Л. Тарлер, с малых лет живший в Ленинграде, в марте 1950-го по собственному желанию распределился в Петрозаводск, чтобы проектировать и строить, проверяя себя на профпригодность в сложных послевоенных условиях в чужом городе.
Первой работой вчерашнего выпускника архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института Лазаря Тарлера стал 48-квартирный жилой дом с магазинами на углу улиц Кирова и Малой Подгорной (ныне – Титова).
Для упрощения проектирования молодому архитектору было предложено использовать типовые планировки квартир. «Однако по принятой секции запроектировано только 8 квартир. 9 квартир являются удачным видоизменением типовой секции автором проекта. Остальные 31 квартира решены автором для данного дома заново», — замечает московский архитектор, выполнявший экспертизу проекта, и добавляет в конце своего обширного заключения: «В целом проект следует признать добросовестно и со вкусом выполненным».
Несмотря на угловое положение здания, в данной конкретной ситуации дом не должен был никак выделяться среди застройки улицы Малой Подгорной, так как рядом располагались такие значимые объекты, как Госбанк и Центральный Комитет КП (б) КФССР. В связи с этим архитектура фасадов 48-квартирного дома решалась спокойной плоскостью стены с выделением первого этажа арочными проемами, подчеркивающими его общественно-торговое назначение. Небольшая деталь – хорошо прорисованный венчающий карниз здания – выдает руку мастера.
Очень важной для архитектора стала в 1951-1952 годах работа над 87-квартирным домом на углу улицы Куйбышева и проспектом Карла Маркса. Задача – возвести здание на месте бывшего Гостиного двора, являвшегося одним из главных элементов объемно-планировочной структуры центра Петрозаводска, казалось бы, непосильная при строительстве обычного жилого дома, пусть и с магазинами по первому этажу.
Автору удалось с помощью архитектурных приемов придать этому зданию образ устойчивости и основательности, своего рода форпоста на выходе застройки проспекта к пространству площади Кирова. Наружные стены первого этажа, имеющего большую высоту в связи с его общественным назначением, выделены не только цветом, но и глубоким штукатурным рустом, отделенным от основного поля стены профилированной тягой междуэтажного карниза. Переломы корпуса на повороте оформлены восьмигранными полубашнями, выходящими над уровнем карниза аттиками-балюстрадами. Появление башен позволило увеличить ширину главного фасада, решенного путем среза острого угла, продиктованного пересечением улиц.
Масштаб и характер, градостроительная значимость объекта на переходе от проспекта к огромной площади Кирова – всё сложилось и гармонично слилось в этом красивейшем здании Петрозаводска, построенном в 1956 году. Дом с двумя гранеными башнями по углам главного фасада словно раскинул два крыла по улицам, объединяя их, обозначая важность каждой из них, задавая направления композиционного развития: по проспекту Карла Маркса к площади Ленина, по улице Куйбышева – к строящемуся зданию ЦК КП(б) КФССР (архитекторы Ф. Рехмуков и К. Гутин) на Малой Подгорной.
Проектирующийся в начале 1950-х ансамбль «дом Тарлера – здание ЦК» на отрезке улицы Куйбышева, выходящей к площади Кирова, поражает своей цельностью и классичностью ленинградской архитектурной школы. Этот ансамбль создавали несколько архитекторов, и их совместная работа – улучшить и выявить достоинства каждого объекта – действительно напоминает игру хорошего оркестра. Такие взаимоотношения в архитектурной среде были хорошим тоном и давали в результате ощутимую гармонию городской среды.
Архитектором Тарлером были запроектированы все дома, располагающиеся в квартале между проспектом Карла Маркса, улицами Кирова, Титова и Куйбышева, кроме здания универмага «Карелия». Жилые дома №№ 12 и 14 по Карла Маркса, №№7 и 9 по ул. Титова построены в одном стиле, декорированы достаточно большим количеством хорошо прорисованных деталей, характерных для творчества архитектора и художника Лазаря Тарлера. Пилястры, лепные гирлянды, вазы, розетки, медальоны, всяческие архитектурные подробности с цветочными и растительными мотивами, а также орнаментикой, соответствующей своему времени: серпы и молоты с пятиконечными звездами. Разглядывать можно очень долго!
В уровне 2-3-го этажей на стенах домов ритмично расположены декоративные обрамления окон в виде полуциркульных сандриков с пилястрами. Венчающие карнизы зданий имеют довольно большой вынос, поддерживаемый лепными кронштейнами. Декорирование остальных трех домов в квартале, конечно, уступает дому №12 в изобильности и богатстве, но решено автором не менее изысканно.
К сожалению, отсутствие ремонтов – очистки фасадов, побелки деталей и покраски – снижает эстетические качества архитектурных затей, которые в настоящее время не применяются в новом строительстве. В удовлетворительном состоянии находятся лишь уличные фасады домов на Карла Маркса и Куйбышева. Винтаж уже давно в моде. Отчего же на наших «винтажных» домах пропадает такая красота?
Закономерным в развитии творчества архитектора Тарлера стала очередная масштабная работа, выполненная им в 1954 году, – «Эскизный проект застройки проспекта Ленина». Этот проект представлял собой, кроме обязательных планов, две развертки – четная и нечетная стороны проспекта с детальной прорисовкой всех существующих и проектируемых зданий. Развитие университета с общежитием на углу, ансамбль новой привокзальной площади, положение и габариты 119-квартирного дома, выход проспекта к озеру и многие другие градостроительные узлы главной городской магистрали решались в этой работе, давшей направление к комплексной ансамблевой застройке и в большой степени реализовавшейся.
Главный проспект столицы союзной Карело-Финской ССР в этом проекте выглядел очень достойно и репрезентативно. Тонко и с любовью прорисованные детали маленьких домиков на ватмане стали той канвой, по которой впоследствии застраивался наш проспект. Правда, многие красивые дома с башнями и бельведерами на рубеже 1950-60-х годов были построены в сильно упрощенном виде. Или попросту заменены типовыми.
Все коллеги отмечали у Лазаря Тарлера большой талант рисовальщика. Шаржи, портреты, легкие наброски, стенгазеты – это, так сказать, побочные занятия. В 1957 году в издательстве Карельской АССР вышел путеводитель «Кижский погост», авторами которого были Вячеслав Орфинский и Лазарь Тарлер. Художественное оформление и иллюстрации – архитектора Лазаря Тарлера.
Кажется, главное, в чем воплотился художественный талант Тарлера, – это те самые «излишества» на фасадах его зданий, которыми можно любоваться до сих пор.
Дом «Кустпромшвея» с пошивочным ателье в первом этаже на пр. Урицкого (ныне Александра Невского), 31 как будто построен только для того, чтобы стать основой для сочного барельефа – богатое обрамление входа словно обещает посетителю что-то непревзойденное по мастерству закройщиков-швейников. Обидно, что расстекловка витрин этого дома изменилась и тем самым внесла диссонанс в образ стильного здания. А одна из витрин вообще превратилась в дверь. Жаль. Архитектура здания ясно показывает, где здесь должен быть вход, и он должен быть единственным на главном фасаде.
Архитектор Тарлер очень ревниво и придирчиво относился к переносу в натуру своих проектов. Из поколения в поколение проектировщиков «Карелпроекта» передается история о том, как Тарлер на строительстве своего 87-квартирного дома срубил топором плохо выполненные детали на фасаде, потому что строители не хотели их переделывать, дескать, высоко – никто не разглядит. Этот поступок – не хулиганство, а отношение архитектора к своей профессии, работе своей и всех причастных к ней.
Так получилось, что центр Петрозаводска сохранил свою планировочную структуру – сетку улиц, разбитую в конце XVIII века по утвержденному Екатериной II плану города, только благодаря тому, что при воссоздании после войны ей не дали пропасть проектировщики нового генплана – архитекторы ЛенГИПРОГОРа.
Большинство деревянных домов было уничтожено, впрочем, как и каменных. Инженерных сетей практически не существовало в той степени, чтобы сохранять улицы на своем месте. Город не только возрождался, он рождался буквально с чистого листа.
Классицистическая сетка улиц Петрозаводска могла исчезнуть, но неоклассический послевоенный город в полной мере использовал этот чудесный исторический подарок – конфирмованный план Екатерины 1785 года. Вдоль улиц этого плана встали новые дома, наполнив собой сожженный войной город.
Неоклассицизму первого послевоенного десятилетия как нельзя лучше подошел классицистический план екатерининского времени! И еще – те архитекторы, которые работали в Петрозаводске, стремясь своим трудом сделать его самым лучшим.
Вместо эпилога. Архитектор Тарлер после отъезда из Петрозаводска работал в Ленинграде с 1957-го по 1992 год, из этого времени более 30 лет в славном ЛенГИПРОГОРе, выполняя генеральные планы многих городов СССР, в том числе Хабаровска, Якутска, Йошкар-Олы и других. Преподавал архитектурное проектирование в Ленинградском инженерно-строительном институте. С 1992 года живет и работает в Нью-Йорке. Работает по своей профессии – архитектором и художником.
Творческого долголетия Вам, Лазарь Юделевич! Удачи и здоровья!
Хочу сообщить, что Ваши дома №12 и №14 по пр. Карла Маркса в 2014 году включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.