Интернет-журнал «Лицей»

Эстонский архитектурный десант

К 90-летию архитектора Юрия Юхановича Карма (1928 — 2006)

Юрий Карма
Юрий Карма

Послевоенный Петрозаводск восстанавливался достаточно активно. Генеральный план, при его осуществлении, рисовал город современный и невиданный здесь ранее. Широкие прямые улицы с многоэтажными (тогда это было всего 4-5 этажей) домами, прекрасными площадями и ансамблями общественных сооружений. Для реализации задуманного остро не хватало архитектурных кадров. Местный же университет никогда не давал высшего архитектурного образования.

Распределение выпускников вузов в СССР было организовано таким образом, что молодые специалисты могли очутиться далеко от родных мест. Биографии карельских архитекторов, работавших в 1940-1950-х годах в Петрозаводске, практически у всех начинаются не в Карелии.

В 1952 году из Таллинна по вузовским направлениям приехала первая группа эстонцев.

 

Эви Гросс (Evi Gross, р. 1928), Эви Кулл (Evi-Valentine Kull, 1928-2009), Айн Амъярв (Ain Amjarv, 1927-2010), Калью Вальдре (Kalju Valdre, 1927-2001) и Юрий Карма (Jüri Karma, 1928-2006) окончили архитектурное отделение Таллиннского политехнического института и были распределены в различные проектные организации Петрозаводска. Большинство – Э. Гросс, Э. Кулл и К. Валдре – в Республиканскую проектную контору (ныне «Карелпроект»). Айн Амъярв – в проектную контору при Министерстве сельского хозяйства КФССР; Юрий Карма – в проектное бюро Военно-строительного отдела погранвойск Северного округа.

Эви Гросс
Эви Кулл

В следующем году эстонское землячество в Петрозаводске пополнилось новыми членами: из Таллинна приехали выпускники архитектурного отделения 1953 года – Тынис Лийк (Tonis Liik, 1924-2004), Эльва Кильпс (Elva Kilps, 1928-1992) и Энно Трейберг (Enno Treiberg, 1924-1994). Эльва Кильпс была принята на работу в управление главного архитектора города, а Тынис Лийк и Энно Трейберг – в Республиканскую проектную контору.

Тынис Лийк

Отработав после распределения необходимый срок, многие сразу вернулись в Эстонию. До 1958 года задержались в Петрозаводске Тынис Лийк и Энно Трейберг. Лийк, например, руководил сельскохозяйственной мастерской «Карелпроекта», проектировал поселки для многих совхозов Карелии, – трудно вырваться, когда много любимой работы.

Несмотря на сравнительно короткое пребывание в Петрозаводске, эстонские архитекторы оставили после себя и хорошие воспоминания, и ряд заметных построек. Эмилия Тентюкова (1925 — 2005), работавшая со многими в одной проектной организации и знавшая всех, тепло отзывалась о коллегах: «Все они были симпатичные, контактные, профессионально хорошо подготовленные архитекторы».

Эви Гросс, автор проекта жилого дома №9 по пр. Ленина, принимала также активное участие в проектировании 119-квартирного жилого дома вместе с Галиной Вороновой.

Эви Кулл – автор жилого дома №28 по пр. Ленина и школы искусств на Ленинградской.

Дом 28 по пр. Ленина. Архитектор Эви Кулл
Школа искусств на ул. Ленинградской. Архитектор Эви Кулл

Тынис Лийк – один из авторов проекта (вместе с Лялей Мунасыповой и Лазарем Тарлером) второй очереди здания госуниверситета в Петрозаводске.

Из многочисленного эстонского архитектурного десанта остался в Петрозаводске только Юрий Карма. Как говорили про него, женился-укоренился. Почти насовсем остался.

Работая в проектном бюро Военно-строительного отдела погранвойск Северного округа, Юрий Карма проектировал не только для Петрозаводска. А у нас по его проекту было построено только одно здание – узел связи Управления погранвойск на улице Дзержинского, 26 (1954).

Узел связи погранвойск на ул. Дзержинского

Двухэтажный объем в классицистическом стиле, характерном для советской послевоенной архитектуры, сейчас никто не узнает, глядя на фотографию 1950-х годов. Здание было перестроено за свою историю разными архитекторами дважды – сначала для дворца бракосочетаний, а потом там разместились разные учреждения. Кстати, для этого дворца бракосочетаний Юрий Юханович в 1974 году выполнил интерьеры вместе с художником Александром Харитоновым.

В 1959 году Юрий Карма был приглашен Лазарем Чиненовым (1912 — 1996), главным архитектором Петрозаводска, на работу в горисполком, где до 1970-го был помощником и заместителем главного архитектора по планировке и застройке города.

В это время власти Петрозаводска осуществляли масштабное озеленение и благоустройство города. Архитектор Ю. Карма проектировал парк на Лососинке (от стадиона «Спартак» до железнодорожного моста), Приозерный парк на набережной Варкауса, скверы у памятников Пушкину и Шотману, у танка на Первомайском проспекте.

Сквер у памятника Шотману. Фото: Борис Семенов

С окончанием в 1961-м строительства на Пушкинской нового корпуса пединститута (арх. Ф.И. Рехмуков, 1926 — 2005) и сносом последнего деревянного здания в прибрежном квартале по проспекту Ленина, появилась возможность завершения благоустройства парка Победы – на участке между ул. Свердлова и пр. Ленина. Проект этой части с большой любовью выполнил архитектор Юрий Карма.

Северная часть парка Победы у пр. Ленина Архитектор Юрий Карма

Самая узкая часть парка решена минимумом средств и с большим вкусом, характерным для работ этого проектировщика. Небольшое количество хвойных и лиственных деревьев, кустарник, стриженый и в свободных группах, газоны в виде лужаек и открытых пространств, контрастирующих с посадками, цветочные альпийские горки – всё это стало образцом ландшафтного решения не только для данного парка, но и всех городских насаждений.

Фрагмент парка Победы у пр. Ленина. Архитектор Юрий Карма

Маленький кусочек парка, реализованный под руководством автора, стал воплощением «фирменного» архитектурного подхода Юрия Кармы к решению в ландшафтных композициях особенного полупрозрачного озеленения, дающего удивительное увеличение пространства на, казалось бы, совсем небольших территориях.

Озеленение у домов №1 и №3 по пр. Ленина. Архитектор Юрий Карма. Фото: Владимир Ларионов

Еще один полностью авторский сквер Юрия Юхановича – озеленение части проспекта Ленина у домов №1 и №3. Обращает на себя внимание использование посадок разных пород в свободных группах на ровных пространствах газона. И только лишь иногда – рядовая посадка стриженого кустарника вдоль дорожек, не возведенная в неколебимый принцип озеленения, но открывающая взгляду подходящие вплотную к тротуару свободные поляны, так необходимые в урбанистической среде города. На вопрос, зачем так много разных пород в одном сквере, ответ дает осень. Именно осенью деревья окрашиваются по-разному: желтые, красно-бурые, почти оранжевые… И тогда ели начинают доминировать среди растительности, не дожидаясь зимы, своей густой зеленью.

Сквер у домов №1 и №3 в середине 1960-х
Сквер у домов №1 и №3. Архитектор Юрий Карма. Яндекс-панорама
Сквер у домов №1 и №3. Архитектор Юрий Карма. Гугл-панорама

Юрий Карма жил с семьей в доме №1 по Ленина, окна его квартиры выходили на озеро с «его» кусочком парка Победы, и на сквер. Он знал, как нужно делать красиво в парке и в сквере, и при появившейся возможности сделал это. Для того чтобы было приятно смотреть в окно, чтобы всем соседям и гуляющим в этих местах было тоже радостно общаться с природой в городе, часто даже не сознавая, что эти тонкости взаиморасположения насаждений и организации пространств были специально задуманы архитектором.

Вершиной ландшафтного творчества Юрия Кармы, на мой взгляд, стал парк в долине Неглинки между Первомайским проспектом и улицей Антикайнена (проект выполнен совместно с архитектором Людмилой Беляевой). Завершенный строительством в 1972 году, когда широко отмечалось 50-летие Всесоюзной пионерской организации, парк получил соответствующее историческому моменту название – имени 50-летия Пионерской организации.

Парк имени 50-летия пионерской организации в 1975. Фото: Борис Семенов

Этот парк проектировался на месте старого автовокзала и деревянной усадебной застройки вдоль Неглинки. От автовокзала в парке осталась широкая дорожка-проезд, от усадеб – фрагменты разнообразных посадок, бережно сохраненных архитекторами и включенных в общую композицию.

Игровые площадки расположились на удобных местах, ложась по рельефу без лишних земляных работ. Дорожки протрассированы там, где они необходимы, связывая точки пешеходного притяжения. Не случайно в этом парке почти нет вытоптанных газонов – нет нужды гулять за пределами дорожек. Новые посадки деревьев и кустарника различных пород почти скульптурны на фоне газонов и лужаек.

Парк на Неглинке, 2015 год. Фото: Анна Куприна
Парк на Неглинке, плотина-запруда. Фото: С. Сыроедов

Конечно же, главным украшением парка является Неглинка. Ее извилистый, узкий, довольно мелкий поток был радикально преобразован с помощью устройства поперек русла нескольких плотинок-запруд. Большие зеркальные поверхности воды привлекают к себе не только уток, но и посетителей парка, а отражения в реке прибрежных деревьев стали одним из любимых мотивов съемки фотографов.

Вдоль берега обустроена сквозная дорожка, следующая прихотливо изогнутому берегу. Несколько мостиков, кроме выполнения функции переправы, дают возможность поменять точки обзора на парк. Горбатые мостики, придуманные Юрием Юхановичем для этого парка, впоследствии были повторены при проектировании благоустройства в долине Лососинки возле площади Кирова. Там они тоже пришлись весьма кстати.

Парк на Неглинке, 2012 год. Фото: С. Твердохлебов

Общая композиция парка на Неглинке выдает характерный авторский почерк Юрия Кармы – чередование открытых пространств с группами насаждений, непременное использование в посадках деревьев и кустарника разных пород. Принцип один и тот же, но результат всегда непредсказуем, как разнообразны природные условия использования этого принципа. И конечно, жаль, что открытые поляны и лужайки часто становятся объектом посягательства для размещения совершенно неуместных именно в этом месте модных детских игровых комплексов.

Парк на Неглинке, 2015 год. Фото: Наталья Прохорова
Парк на Неглинке, 2014 год. Фото: Андрей Барабанов
Парк на Неглинке, 2015 год. Фото: Марк Заозерный

Кажется, по части ландшафтной я не знаю никого, кроме Юрия Юхановича, кто мог бы так чутко слушать и видеть землю, точно определяя, где, что и как необходимо посадить, чтобы ландшафт заиграл всеми красками в буквальном смысле этого слова.

С 1970 года Юрий Карма, работая главным архитектором «Коммунжилпроекта», выполнил также проекты благоустройства центральных площадей Олонца, Питкяранты, проект планировки поселка Найстенъярви.

Мемориал в Питкяранте. Архитектор Юрий Карма

Отдельной страницей творчества архитектора стали интерьеры. Многие петрозаводские кафе, магазины 1970-х годов, где присутствовали рука и душа архитектора Кармы, всегда привлекали хорошим вкусом и совершенным использованием отделочных материалов.

Редчайший случай в практике, когда кафе или ресторан сохраняют интерьер так долго, как петрозаводская шашлычная «Кавказ», – с середины 1970-х и до сего времени без изменения. Это свидетельство высокого профессионализма авторов – архитектора Юрия Кармы и скульптора Ченки Шуквани.

Интерьер шашлычной «Кавказ». Архитектор Юрий Карма, скульптор Ченка Шуквани

 

Юрий Юханович Карма – последний представитель «эстонского десанта» в Петрозаводск начала 1950-х. После выхода на пенсию он работал, проектируя частные дома, участвуя в конкурсах один и со своей дочерью – архитектором Лией Карма. Уехал в Таллинн в начале 2000-х, вслед за семьей Лии.

Для родившегося в Тарту Юрия Кармы Петрозаводск стал почти родным городом, история, судьба и градостроительство которого стали темой его исследований последних лет жизни. В сборнике «Краевед», увидевшем свет уже после кончины Юрия Юхановича, в 2007 году, опубликован его очерк «Петрозаводск трех веков. Становление структуры города на фоне его планирования», впервые столь подробно осветивший тему градостроительного и архитектурного развития Петрозаводска. Этот очерк, собравший множество его архивных изысканий, актуален до сегодняшнего времени, потому что пока не опубликовано ничего, равного ему по масштабу охвата темы.

Архитектор Юрий Карма. 2005 год

 

26 февраля родные отметили юбилей своего отца и деда, а для нас это повод вспомнить замечательного архитектора и его товарищей, трудами которых Петрозаводск обрел свое сегодняшнее лицо. Главное – сохранить тот прекрасный город, о котором мечтали архитекторы, восстанавливая и поднимая его из руин, и в котором мы сегодня живем.

Exit mobile version