Союз Архитекторов Карелии недавно простился с Вячеславом Николаевичем Шевляковым (1949 — 2021), скончавшимся после болезни 25 сентября нынешнего года.
Уроженец Петрозаводска, Вячеслав Шевляков после окончания школы и работы электромонтажником на «Авангарде» в 1968 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде – знаменитую Императорскую Академию художеств – на архитектурный факультет. Учился в мастерской профессора Игоря Ивановича Фомина, потомственного архитектора, и закончил обучение с дипломной работой «Планировка и застройка гидролесопарка в районе Лахты с проектом выставочного комплекса», оцененной на «отлично». Работа, судя по названию, комплексная – здесь и градостроительные решения, и архитектура объемных сооружений. Комплексность этого дипломного проекта демонстрировала данные бывшему студенту навыки, очень пригодившиеся ему в дальнейшей работе.
После окончания учебы молодой специалист был направлен в родной Петрозаводск – в главную на то время проектную организацию Карелии институт «Карелгражданпроект». Тогда, в 1974 году, почти все действующие в Петрозаводске архитекторы работали в этом институте, тем не менее работы было много и ее хватало на всех. Молодых выпускников архитектурных вузов встречали почти каждый год и принимали в большой и дружный коллектив. Архитектурные асы учили молодежь, подключая сразу к реальным разработкам.
Первый проект
Следует вспомнить, что начало 1970-х еще относилось к довольно холодным годам в плане архитектурного творчества и индивидуальных разработок проектов зданий. Тогда, после знаменитого разгромного постановления 1955 года «об архитектурных излишествах», практически отсутствовала возможность делать что-то, кроме привязок типовых проектов. Так называемые индивидуальные проекты были редки, так как касались исключительно объектов общественного назначения, и доставались далеко не всем.
Тем не менее первая работа, которую поручили молодому архитектору, оказалась как нельзя более творческой. В институт поступил заказ от Петрозаводскбуммаша, одного из крупнейших предприятий города, на разработку комплекса профилактория на 200 мест для многочисленного коллектива завода. Этот объект, предполагаемый к строительству в Соломенном, среди живописной природы на сложном рельефе, просто не мог обойтись применением какого-нибудь типового проекта. Придумать, посадить на рельеф, создать образ, вписывающийся в окружающую природную среду!.. Да это же работа как раз для вчерашнего студента, в чьих курсовых проектах преподаватели никогда не сдерживали полет фантазии.
Проект получился очень интересным, выставлялся на разных смотрах и архитектурных выставках, макет профилактория долго украшал мастерскую №2, в которой работал Вячеслав. К сожалению, строительство откладывалось, а потом и вовсе отошло в область несбывшихся мечтаний. Так бывает у архитекторов. И если опытные проектировщики со временем привыкают к таким поворотам, то для молодого автора неудача была ощутимой. И это чувствовали коллеги.
Конкурсы
Отдушиной стали архитектурные конкурсы, которые проводились в 1970-1980-х достаточно часто. Вячеслав Шевляков почти всегда работал в команде с друзьями – Аллой и Вячеславом Бугашевыми.
Этот ударный отряд не раз завоевывал первые места: застройка центральной площади в г. Питкяранта (1978), Мемориал воинам 1941-1945 гг. в г. Сортавала (поделили 1-2 место с другим коллективом, 1979).
Самым главным конкурсным проектом не только для авторов, но и всего архитектурного коллектива «Карелгражданпроекта», стал проект детальной планировки центральной части Петрозаводска, победивший во Всесоюзном конкурсе в 1980 году. Авторы – архитекторы Антохин В.И., Андреев Э.Ф., Бугашев В.В., Борщевский А.А., Ициксон С.М., Шевляков В.Н. — заслуженно получили тогда первую премию Госстроя РСФСР. За премией последовало постановление Совета Министров КАССР от 31 марта 1980 г. «О награждении Почетными грамотами СМ КАССР работников проектного института «Карелгржданпроект» – за активное участие в разработке конкурсного проекта центра города Петрозаводска.
Конкурсный макет, над которым трудились почти все архитекторы проектного института, более десяти лет украшал кабинет главного архитектора города – сначала Эдуарда Андреева, затем – Александра Борщевского.
Спустя 40 лет этот проект совсем не устарел – в нем было обозначено и заявлено много интересных идей и предложений при сохранении всего ценного, что есть в Петрозаводске и его центре. В частности, именно этим конкурсным проектом была широко озвучена тема организации в современном городе своеобразного резервата исторической деревянной застройки Петрозаводска, сохранившейся на его территории с конца XIX – начала XX веков. Разбросанные по всему городу интересные образцы домов свозились в этот резерват и собирались на новых местах, образуя вместе с сохранившимися на месте строениями среду старого Петрозаводска.
Кварталы исторической застройки в основном получились и существуют; здесь удалось сохранить часть жилых деревянных домов, а также корпуса и строения земской больницы. Ежегодные праздники «Иллюзии Старого города», проводимые музеем-заповедником Кижи, – тому подтверждение.
Дворец пионеров
Вячеслав Шевляков работал в архитектурной группе под руководством Ляли Калимулловны Мунасыповой, которая в том числе являлась участником творческого коллектива мастерской №2, занятой разработкой очень большого проекта – здания Дворца пионеров в Петрозаводске.
Это самое большое общественное здание города проектировалось с 1971-го по 1977 год – сначала идею всему зданию задала архитектор Эльвина Адалева, затем подключились Тамара Ковалевская, вся группа Ляли Калимулловны, конструкторы, инженеры. Для проектирования привлекалась и тогдашняя молодежь. Так Вячеслав Шевляков принимал участие в разработке интерьеров основных помещений Дворца пионеров, Вячеслав Бугашев занимался проектированием благоустройства вокруг здания.
Дворец пионеров начал строиться с корпуса технических кружков, расположенного вдоль улицы Красной. Затем – вся остальная часть. Завершилось строительство в 1986 году. И так получилось, что первоначальный коллектив авторов-архитекторов ушел – кто на пенсию, кто из жизни. Вячеславу достался довольно трудный отрезок создания объекта – воплощение в жизнь чертежей и макетов, а именно – авторский надзор во время строительства.
Архитектор Шевляков очень придирчиво относился к строителям, предъявляя на площадке претензии к качеству и точному исполнению замысла авторов. Зануда? Возможно, но только так можно получить максимально приближенный к идеалу результат.
Автор этих строк в то время вела авторский надзор за своим объектом – пристройкой к стоматологической поликлинике. Строительный участок был один, в канун нового года я сдала свои замечания строителям и услышала на общей планерке фразу начальника участка: «Ну, здесь замечаний не очень много. Успеем устранить. А вот на Дворце пионеров!.. На нескольких листах!» – и добавил, смеясь: «Проще устранить архитектора, чем все его замечания».
Как бы то ни было, участвующие в возведении Дворца пионеров были удостоены Государственной премии Карельской АССР 1987 года «за лучшие работы в области изобразительного и музыкального искусства, народного творчества и архитектуры».
Звания лауреатов Государственной премии Карельской АССР был удостоен авторский коллектив института «Карелгражданпроект» в составе: архитекторы, члены Союза архитекторов СССР Адалева Э.Б. (посмертно), Ковалевская Т.В. (посмертно), Мунасыпова Л.К. (посмертно), Рассохина Г.Н., Шевляков В.Н., инженеры-конструкторы Лыков С.Ф. и Фадеева Н.П.
Кукковка
В первой половине 1970-х началась застройка нового жилого района Кукковка. Именно в этом районе Петрозаводска начала применяться новая серия 75-я, элементы для которой выпускал организованный в 1977 году трест КПД – крупнопанельного домостроения.
Все бы хорошо, но существовавшие типы 9-этажных блок-секций, из которых набирались дома, никак не садились на существующий рельеф. Более того, типов этих блок-секций было крайне мало – дома могли быть поставлены только параллельно или взаимно перпендикулярно. Карелгражданпроект в сотрудничестве с КПД в те годы сделал очень большой шаг по усовершенствованию серии 75: были разработаны поворотные секции – под 90 и 135 градусов, а также декоративные железобетонные элементы для ограждения лоджий и узорчатые вставки между домами над проездами.
При чем тут архитектор? Вячеслав Шевляков, в частности, делал планировки квартир в этих самых поворотных секциях, а также придумал и довел с технологами КПД знаменитые ограждения «в елочку».
«У вас в Петрозаводске даже дома с национальным декором», – сказал кто-то из заезжих архитекторов. Дом на Ровио, 17, построенный в 1985 году, стал полностью авторским, включая впервые использованные декоративные ограждения и планировку помещений общественного назначения в первом этаже. А поворотные блок-секции позволили архитекторам, занимающимся планировкой всего района, – Эльвине Журавковой и Александру Борщевскому – гибко обойти неровности рельефа и сохранить внутри жилых образований большое количество живого леса.
Кривой Порог
Вячеслав Шевляков, кроме многочисленных привязок и участия в авторских надзорах за строительством разнообразных объектов, выполнил несколько планировочных проектов. Одним из них стал поселок гидростроителей Кривопорожской ГЭС.
Обычно планировки поселков и городов – это тема для долгосрочного осуществления. Однако в данном случае обстоятельства сложились таким образом, что автор увидел осуществленным свой поселок менее чем через 10 лет. Кривопорожская ГЭС на реке Кемь строилась быстро, так как являлась своего рода энергетическим ресурсом для Костомукшского ГОКа. Поселок с названием Кривой Порог, который начали строить в 1981 году посреди тайги, получил свой статус в 1988-м.
Поселок на высоком живописном берегу реки Кемь, рассчитанный на 2-3 тысячи человек, включил в себя все необходимые компоненты – центр с детскими учреждениями, рекреационно-спортивную зону и жилые дома. Центральная часть акцентирована применением нескольких 5-этажных домов, в основном застройка двухэтажная. Общая компактная композиция поселка решена замкнутой полукольцевой улицей, охватывающей застройку. Веером от нее отходят несколько малоэтажных жилых образований.
Крест Скорби
В 1992 году в соответствии с «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во второй мировой войне» было принято решение о сооружении памятника.
В 1993-м был объявлен открытый международный конкурс на проект памятника, в котором приняло участие 14 авторских коллективов. Победителем конкурса стал известный карельский скульптор, член-корреспондент Академии художеств СССР Лео Ланкинен (1926 — 1996). Лео Фомич представил проект пятиметрового креста, который обнимают две скорбящие женщины – две матери – Финляндия и Россия, чьи сыновья погибли в войне, сражаясь друг с другом.
Памятник решено было установить на искусственном холме, по склонам которого хаотично расположены группы крупных камней. Камни, разбросанные на холме, символизируют павших воинов. Планировку места размещения памятника выполнила петрозаводский архитектор Лиа Карма.
К созданию объекта были привлечены специалисты по ландшафтному проектированию из города Куопио – Сеппо Хиекала и Сеппо Розенберг. Общее руководство проектом и надзор за воплощением проекта осуществлял петрозаводский архитектор Вячеслав Шевляков.
О совместной работе над этим объектом вспоминает инженер-конструктор Александр Мажорин:
«В 2000 году участвовал с Шевляковым В.Н. в строительстве скульптуры «Крест скорби» в Питкярантском районе. Это был уникальный в своем роде объект строительства из-за больших габаритов самой скульптуры. Ездил с Вячеславом Николаевичем на Тяжбуммаш, где изготавливали скульптуру. Решали совместно с руководством завода, как перевозить её – каким транспортом, по какому маршруту, как поднимать и опускать. Позже ездили в командировку в Питкяранту, с нами были скульптор Александр Акулов, директор Госцентра по охране памятников В.А. Дыбин Совместно таким коллективом контролировали стройку с авторским надзором, В.Н. Шевляков руководил от Карелпроекта.
Вячеслав Николаевич ездил с подрядчиком (Питкярантское СМУ) – два дня искали камень в окрестностях Питкяранты, на котором по замыслу Лии Кармы должна крепиться памятная доска. Помню, измучил директора СМУ – то размер не тот, то форма не та, то мха мало, то от дороги далеко»…
Памятник был открыт в июне 2000 года под Питкярантой, на месте ожесточенных боев во время Зимней войны 1939 — 1940 гг., называемом в народе Долиной смерти, при стечении ветеранов и их потомков из России и Финляндии, а также представителей правительств обеих стран.
Сбербанк
В 1997 году на верхней террасе поймы Лососинки, с выходом главного фасада на улицу Антикайнена Сбербанк построил свой новый главный офис в Петрозаводске. Этот объект стал первой большой архитектурной работой архитектора Вячеслава Шевлякова. Разработчиками документации и строителями стала югославская фирма РАД.
Это здание заняло треугольную впадину-выемку на прибрежной территории и подчеркнуло рельеф своими террасами этажей, обращенными к Лососинке. Вместе с этим оно вписалось и в прямоугольную сетку улиц с окружающей застройкой – зданием школы №9 на Антикайнена и высоким объемом Военпроекта на противоположной стороне улицы.
Пирамидальный световой фонарь обозначает местоположение центрального операционного зала банка, а многочисленные входы и подъезды со всех сторон позволили решить сложную функцию объекта.
Очень большое многофасадное здание удивляет своим разнообразием при его осмотре с разных сторон.
Маленькое и большое
У архитекторов бывают разнообразные работы, и отношение к ним у Вячеслава было одинаково ответственным.
В Петрозаводске, на улице Красноармейской есть одна остановка общественного транспорта. Пожалуй, это самая архитектурная остановка, если можно так выразиться, в нашем городе. Ее проект был выполнен Шевляковым в 2001 году, конструктивная часть – инженером Александром Мажориным. Остановка построена тогда же, стоит на своем месте до сих пор. Правда, со временем несколько обветшали стенки, ограждающие место, где собираются ожидающие своего автобуса или троллейбуса горожане. Большой навес защищает от осадков, что важно в нашем климате. А вписанные в общий объем два небольших магазинчика дают возможность укрыться и от ветра.
Несопоставимым по объему является один из последних осуществленных объектов Вячеслава Шевлякова – административно-торговый центр «А-38», расположенный на улице Антикайнена, неподалеку от центрального рынка. Здание очень большое, сложное по композиции, состоит из нескольких блоков. Самый высокий блок взметнулся на высоту более 35 метров. Тем не менее, подступив практически к тротуару, здание не давит на пешеходов, не вылезает на тротуар своим крыльцом. Автор вынес на первый план пониженный объем, более того, сделал большую подсечку, установив ее на высокие стройные колонны, организовав своеобразную аванзону перед входом в это многофункциональное сооружение.
Здесь представлены далеко не все работы архитектора Вячеслава Николаевича Шевлякова.
Говорят, что архитектор – это не профессия, а образ жизни. Да, работа архитектора не заканчивается с окончанием нормированного рабочего дня. Она продолжается всегда и везде – если не на бумаге или в компьютере, то в голове. Перефразируя известное высказывание Сергея Рахманинова о музыке, о нашей профессии можно сказать и так: Архитектуры хватит на всю жизнь, но целой жизни не хватит для архитектуры…
Остановить эту архитектурную творческую деятельность может только физический уход из жизни. Особенно досадно и ошеломляюще, когда творческая мысль обрывается внезапно у работающего архитектора.