Архитектура Петрозаводска

Дворец под парусами

Дворец пионеров в 1987 году. Фото Б. Бойцова
Дворец пионеров в 1987 году. Фото Б. Бойцова
Юбиляры, отмечая свои круглые даты, обычно подводят итоги пройденных лет. Это относится как к отдельным людям, так и к организациям. В 2009-м – году 70-летия Союза архитекторов Карелии и 75-летия проектного института «Карелпроект» – уместно вспомнить о достижениях архитекторов. Одной из замечательных творческих вех стала Государственная премия Карельской АССР 1987 года в области искусства, литературы и архитектуры за проектирование и строительство Дворца пионеров и школьников в Петрозаводске.

Дворцы пионеров в СССР начали создаваться в середине 1930-х, и то, что размещались они, как правило, в переоборудованных бывших особняках и дворцах, пожалуй, предопределило их несколько дореволюционное название.

Петрозаводские пионеры с 1937 года занимали здание бывшей губернской земской управы на Онежской набережной, разрушенное потом в годы войны. Затем бывшую губернскую гимназию на площади Кирова (ныне Музей ИЗО), несостоявшийся особняк партийной элиты на улице Еремеева (Широкой Слободской). Все эти здания в той или иной степени приспосабливались под новую функцию и тем не менее не всегда в полной мере ей соответствовали.

Дворец творчества детей и юношества в 2007 году
Дворец творчества детей и юношества в 2007 году

На волне архитектуры модернизма 1960-х был выработан совершенно новый тип зданий для детей, в основе которого лежал принцип приоритета четкого функционального зонирования, соответствующего разнообразным направлениям деятельности такого учреждения, как Дворец пионеров. Техническое и художественное творчество, юннатская и политико-массовая работа, занятия спортом требовали различного объемно-планировочного решения, что задавало вполне определенную, часто павильонную структуру здания, превращая его в большой комплекс.

Главный фасад здания. Проект. На торце кружкового корпуса панно из керамической мозаики
Главный фасад здания. Проект. На торце кружкового корпуса панно из керамической мозаики
Стиль шестидесятых – выявление железобетонных конструкций, обилие стекла и света, балконы и массивные марши открытых лестниц на фасаде – в полной мере нашел себя в архитектуре дворцов пионеров. Кроме того, композицию блока технических кружков часто дополняла и тем очень оживляла башня обсерватории. На новом витке своего развития в зданиях дворцов пионеров вновь возник синтез искусств – многочисленные, жизнерадостные по цвету панно как внутри, так и на фасадах, выполненные в мозаичной и живописной технике.
Первыми образцами на пути создания нового типа зданий стали Московский Дворец пионеров на Ленинских горах и дворец в Киеве, построенные в первой половине 1960-х. Именно с экскурсий в Москву и Киев начала свою работу над проектированием первый автор нашего Дворца пионеров Эльвина Адалева (1935 – 1976). Разработанные умозрительно нормы и рекомендации по проектированию часто не вполне учитывают все реалии жизни и деятельности внутри определенного типа зданий. Осуществление по этим нормам «живых» сооружений выявляет подводные камни, которые стоит учитывать проектировщику в своей дальнейшей работе. Эти экскурсии не за тем, чтобы срисовать, для этого архитекторы слишком амбициозны, скорее, они для того, чтобы сказать себе: а я сделаю по-другому, по-своему, лучше.
Интерьер большого зала. Рисунок архитектора Л. Мунасыповой
Интерьер большого зала. Рисунок архитектора Л. Мунасыповой
Дворец пионеров в Петрозаводске, над проектом которого работали впоследствии архитекторы Тамара Ковалевская (1923 – 1986), Ляля Мунасыпова (1924 – 1986), Галина Федорова, Вячеслав Шевляков, конструкторы Нина Фадеева и Сергей Лыков, является, пожалуй, самым крупным общественным сооружением в нашем городе.
Петрозаводский Дворец пионеров стал вполне достойным представителем и в архитектурном плане среди большого семейства дворцов, возведенных в это время в СССР. В чем-то он похож на своих собратьев, но во многом отличается, потому что при талантливом воплощении темы, при проектировании место и время всегда накладывают индивидуальные черты на любую типовую функцию.
В процессе детальной разработки проекта полностью сохранились все основные объемно-планировочные решения и идеи, которые были задуманы Эльвиной Адалевой. Местоположение здания на крутом берегу Неглинки и восприятие его с далеких перспектив потребовали придать ему силуэтный характер. Так появились на фасадах «паруса»: большой – вертикальный выступ главного зрительного зала – и малые – треугольные фонари верхнего света над общественными помещениями, обращенными к пойме Неглинки.
Многообразные функции дворца сделали закономерным его расчленение на несколько объемов: кружковый корпус, главный корпус со входом и большим зрительным залом, блок спортивных залов, примыкающий к пойме, где планировалось устройство стадиона и спортивных площадок.
Макет Дворца пионеров. Вид со стороны Неглинки
Макет Дворца пионеров. Вид со стороны Неглинки
Использование в наружной отделке здания контрастных по цвету темного дерева и светлой облицовочной плитки позволило уйти от тяжеловесности главного объема комплекса, расчленив его массу вертикальными пилонами, которые уравновешены горизонталями верхнего деревянного «фриза» и балкона второго этажа. Дерево на фасаде – дань местным традициям народного зодчества.
Здание дворца располагается на довольно сложном рельефе, но перепады отметок так хорошо обыграны решением благоустройства – лесенками, подпорными стенками, – что лишь подчеркивает его живописность. Необходимо отметить работу архитектора Вячеслава Бугашева, по проекту которого выполнено благоустройство вокруг дворца.
Сквер у здания представляет собой образец современного решения озелененного урбанизированного ландшафта. Композиция сквера полностью подчинена архитектуре Дворца творчества: площадь торжественных сборов перед главным фасадом, широкие дорожки, ведущие к главному входу от перекрестка и примыкающих улиц, декоративные бассейны. Центральная часть сквера решена в виде партера: регулярная планировка, луговые газоны с декоративными растениями окантованы бордюрами из стриженого кустарника. От улицы Красной здание дворца и сквер отделены довольно плотным озеленением, среди насаждений которого своими красивыми бронзовыми стволами привлекают внимание деревья черемухи Маака.
Здание Петрозаводского Дворца пионеров было полностью завершено в 1986 году, однако до сих пор остается нереализованной идея о создании в пойме Неглинки большого детского парка со стадионом, спортивными и игровыми площадками. Когда-то авторы мечтали здесь, у подножия дворца, построить новый парк пионеров, большой, наполненный разными затеями. Возможно, когда-нибудь так и будет.
Не удалось вовремя снести старое здание мастерских худфонда, что стоит буквально на площади Торжеств, перекрывая собой вид на город с бровки обрыва и перерезая композицию благоустройства, продолжающуюся веерообразно расположенными смотровыми площадками-террасами. Теперь в этом здании языковая школа, судя по появившимся проектам его реконструкции, оно останется здесь надолго.
Так получилось, что авторы здания Дворца пионеров архитекторы Эльвина Адалева, Тамара Ковалевская и Ляля Мунасыпова не дожили до завершения строительства своего детища и Государственная премия Карелии была вручена им посмертно. Но необходимо помнить их имена, потому что прекрасное здание живет полной и счастливой жизнью, чему очень были бы рады его авторы.
«Лицей» № 12 2009
  • Елена Ициксон

    Ася, я рада, что Вы нашли все материалы про архитекторов. К сожалению, здесь утрачены подписи к иллюстрациям.

  • Ася Мунасыпова

    Спасибо.