Интернет-журнал «Лицей»

«Поморы поразили своей интеллигентностью»

Хор поморской песни железнодорожного клуба ст. Сорокской. 1937 год
Хор поморской песни железнодорожного клуба ст. Сорокской. 1937 год

Презентация книги о культуре поморов прошла в Национальной библиотеке Карелии

В ней рассказывается не только об истории, но и о нынешних проблемах, трудностях. Главная из них вот какая : уходит старшее поколение, а молодежь в поисках работы уезжает из родных мест.

Во многих изданиях, посвященных поморам, цитируются слова этнолога В. Насоновского из его статьи в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» за 1910 год . И хотя исследователь пишет о своих впечатлениях  от встреч с поморами во время поездки по Архангельской губернии, его слова справедливы в отношении всех поморов. Исследователь сравнивает психологию крестьянина-помора с психологией крестьянина остальной Руси:

«Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости… признаков лукавой хитрицы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду, с представителями которого помор снисходительно деликатен».

Авторы книги о Русском Севере «Древнерусские города Севера» А. Власов и Г. Элькин вообще считают, что Русский Север – это страна поморов.

Часто  приезжал сюда Дмитрий Сергеевич Лихачев. В письме к великой русской актрисе Нонне Мордюковой он пишет: «Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними…»  И еще: «Благодаря своей высокой культуре они сохранили и фольклор».

Обратиться к этим высказываниям побудила уважительная причина: на средства президентского гранта только что издана книга «Традиционная культура поморов Белого моря: история и современность». Там действительно есть экскурс в историю, но главным образом она о современности. Это своеобразный учебник, рассказывающий о том, как в наше время поморы возрождают самобытную многовековую культуру. Возрождают не столько благодаря, сколько вопреки всему. В последнее годы они меньше обращаются за помощью к власти, всё чаще просят её не мешать. 

Презентация этого издания прошла в Национальной библиотеке. Впрочем, такие же книги можно было бы написать о культуре вепсов, карелов, русского Заонежья… 

Хоровое пение в предвоенные годы было популярным: славились талантами Сегозерский народный хор, Петровский народный коллектив, руководимый хорошо  знающим карельский фольклор Иваном Левкиным, Олонецкий хор, с которым работал Василий Шашкин. В 1959 году, когда в Москве намечалась декада карельского искусства, не знали, кого выбрать для участия в ней — все кандидаты были хороши. Правда, историки  считают, что через народные творческие коллективы партия проводила свою идеологическую работу в массах. Но идеологическая работа не выдержала испытания временем, а вот коллективы остались! 

Для Поморья культурообразующим стал Поморский народный хор, который в наше время отметил  свое 80-летие, дай бог до 100-летия доживет. В последние  годы активно включился в работу и Центр поморской культуры (датой его рождения считается 1 января 1996 года), созданный на  базе Поморского народного хора и образцового детского фольклорного ансамбля. Центр расположился в здании беломорской детской музыкальной школы. 

Еще лет за 10 до этого я услышала от руководителя Поморского хора Виктора Александровича Васильева слова, как нужен в Поморье такой центр! Работы по его созданию то оживлялись, то замирали, то выделяли деньги, то о нем забывали, откладывая решение вопроса до лучших времен. В 1996 году такой центр открылся, добились все-таки поморы своего. 

Руководитель Поморского хора Виктор Александрович Васильев и его помощница в работе с хором и жена Ирина Викторовна представляют свой коллектив

Сегодня в центре проводятся выставки, конференции, встречаются краеведы, центр ведет издательскую деятельность — с 2012-го по 2019 год вышли в свет более 30 (!) изданий краеведческой литературы. На базе центра работают общественные объединения, в 2017-м благодаря проекту центра «Дом вести – не бородой трясти» появился музей-мастерская «Рукоделия Поморья», мастера которого взялись за возрождение старинного поморского промысла – золотого (или злотного, как говорят в Поморье) шитья.

Последний известен пока меньше, чем Поморский хор, но небольшая выставка изделий его мастеров, которая работала во время презентации книги, вселяет уверенность , что это пока. Например, в Торжке на основе такого же местного промысла создали золотошвейную фабрику, известную сегодня не только в России. Поинтересовалась у беломорских мастеров, чем же отличается  вышивка Торжка от их? Оказывается, технология одна и та же. Просто в Торжке промысел оказался более раскрученным. Но вот на сайте музея-мастерской нашла информацию, что у беломорских мастеров тоже большие планы.

Участницы программы «Бабушкин урок» осваивают золотошвейное дело в музее-мастерской «Рукоделия Поморья» Центра поморской культуры
Особым вниманием гостей презентации, в первую очередь женщин, пользовалась небольшая выставка работы поморских мастеров злотного шитья

Свой раздел книги, посвященный этому промыслу, представила  заведующая музеем-мастерской И.Г. Ильина. Она тоже поморка, правда, из Архангельской области. В 1975 году после техникума по распределению приехала  в Беломорск, долго работала инженером-технологом швейного производства, потом перешла на работу в школу и… сама стала учиться. Разобрав повойник — традиционный головной убор замужней поморки, освоила злотное шитье. И стала учить золотошвейному делу девочек на уроках технологии. Многие из первых учениц Ирины Геннадьевны Ильиной уже сами стали мастерами.

Кстати, в прежние времена девочек отдавали в учение в возрасте 8-9 лет – к монахиням местных монастырей, старушкам, еще не забывшим технологию вышивки. 

Ну а Поморский хор, рассказ о котором открывает издание, представил Виктор Александрович Васильев: из 82 лет существования хора 45 возглавляет коллектив именно он.

Памятники нематериальной культуры – очень хрупкие, при потере их практически невозможно восстановить. А еще они исчезают вместе с носителями. Поэтому переоценить ту работу, которую проводят поморы,  просто невозможно. Это к тому, что все, кто сегодня занимается возрождением поморской культуры, ведут еще и собирательскую и, если хотите, научную работу.

Тот же Виктор Александрович Васильев собрал уникальную коллекцию поморских народных песен, такой, пожалуй, ни у кого нет. Неслучайно Поморский хор сегодня называют музеем поморской песни. И имеют в виду не только песни, исполняемые хором: его участницы выходят на сцену в подлинных старинных платьях, сарафанах,   украшениях. Помимо фольклора, Васильев собирает артефакты поморской культуры.

Это уже своего рода традиция. В  конце 50-х годов в Беломорск, окончив Петрозаводское музыкальное училище, приехала совсем юная тогда Клара Николаевна Стасюк, сегодня хорошо известный в республике хормейстер, создатель нескольких хоровых коллективов. Клара Николаевна была почетным гостем презентации, поделилась своими воспоминаниями.

Начала она тогда с наведения порядка в местном доме культуры, создания агитбригады. Но главный наказ, который получила перед  направлением на работу в Беломорск (напросилась туда сама), – возродить Поморский народный хор. Ни больше, ни меньше. До приезда Стасюк в Беломорске был такой коллектив, но потом он распался, сохранилась лишь небольшая певческая группа, руководимая Марией Галькевич. Она да сестры Морозовы — Мария и Валентина — составляли основу.

И начала свою работу по возрождению хора Клара Николаевна с поездкой в старинные поморские деревни — Сумпосад, Вирму, Вирандозеро, Колежму и другие. Записывала песни, подбирала людей для будущего поморского хора. Поморки не скупились: за чашкой чая рассказывали историю своей деревни, пели старинные песни.

— Так и ходила по деревням, собирала песни, приглашала людей петь в хоре. 

И сумела собрать новый состав хора, через какое-то время  в хор стали ходить более 80 человек. Принимала всех,  вспоминала Клара Николаевна. Кто-то уходил потом сам, но со временем сформировался костяк хора,  который стал помощником другого молодого хормейстера, выпускника Петрозаводской государственной консерватории Виктора Васильева

Рассказывать о поморской культуре и сегодняшних ее хранителях и носителях можно много. Это  хорошо сделали авторы книги. Не только об истории и победах на конкурсах, но и о нынешних ее проблемах, трудностях. А главная из них вот какая : уходит старшее поколение, а молодежь в поисках работы уезжает из родных мест, старинные поморские деревни, как и в целом по России, пустеют или, как корректно сегодня пишут, «выходят на пенсию». Но нематериальная культура без ее носителей жить не может.

Не хотелось бы заканчивать материал на такой грустной ноте. Удивительный все-таки человек Виктор Александрович Васильев! После небольшого концерта, с которым выступил на презентации Поморской хор, его руководитель обратился к переполненному  залу с вопросом: заслужил хор, чтобы у него появился свой дом? И зал ответил хором, единогласно: заслужил! Что ж, впереди – 100-летие Поморского хора, может, к тому времени и обретет хор свой дом. Время есть.

Впрочем, один умный человек сказал: если не знать, что ничего нельзя сделать, можно сделать все.

Фото автора

Exit mobile version