Вырос Алексей в Рязани, где пел сначала в хоре мальчиков, потом в мужском коллективе. Учитель по дирижированию как-то рассказал ему о Петрозаводской консерватории. Еще на третьем курсе факультета хорового дирижирования Алексей создал мужской хор, которого ему так не хватало в Карелии.
– Как удалось организовать хор, ведь не все его участники учились в консерватории…
– Сначала собрал друзей. Сейчас в коллективе 32 человека, это студенты разных вузов, рабочие, старшеклассники. Раньше мы занимались где придется. Потом нас принял под свое крыло Русско-немецкий центр. Год спустя наш хор услышал ректор Карельской государственной педагогической академии Сергей Гриппа и пригласил к себе. Теперь мы мужской хор КГПА.
– Сколько лет самому старшему участнику хора?
– Самому старшему 59, младшему 17.
– Получается, днем в музыкальной школе вы занимаетесь с детьми, вечером со взрослыми. С кем проще?
– В школе у меня не совсем дети. С ребятами младшего возраста занимается моя жена Марина, а у меня подростки 13-17 лет. Некоторые из них впоследствии приходят в мужской хор. С кем проще? 13-летние более исполнительные. У взрослых кроме хора много других забот: работа, семья… Стараюсь быть строгим, но справедливым, требую регулярного посещения репетиций.
– Вы не переманиваете участников из других хоров, из ПетрГУ, например?
– Никого не переманиваю, человек имеет право выбора. Я сам работал хормейстером у Георгия Ервандовича Терацуянца. Специально сделал так, чтобы у нас с хором ПетрГУ репетиции не совпадали по времени. У них заняты среда, пятница и воскресенье, я провожу репетиции в понедельник, вторник и четверг. Есть люди, которые успевают петь в обоих хорах.
Мужской хор Алексея Умнова придерживается исключительно академического направления и, по словам молодого хормейстера, никогда не будет эстрадным. Попсу он вообще ненавидит, считая, что ее невозможно слушать ни со словами, ни без них. К счастью, у каждого есть выбор.
– Мужское хоровое искусство одно из самых древних на Руси. Упор мы стараемся делать на русскую духовную музыку, — объясняет Алексей. — Тем не менее репертуар у нас разнообразный: русское народное пение, произведения русских и зарубежных композиторов.
– Есть ли в мечтах спеть то, что очень трудно дается?
– Есть одна задумка. Не скажу, что трудная: мы еще не пробовали. Это «Реквием» Керубини. Безумно красивое произведение. Для его исполнения нужно будет задействовать камерный оркестр.
У Алексея Умнова есть еще одна мечта: расширить мужской хор до сотни голосов. За мужское хоровое искусство Карелии молодой хормейстер вообще взялся всерьез. Диссертацию он посвятит юношескому пению:
– Некоторые педагоги считают, что юношам в возрасте 13-18 лет петь противопоказано из-за ломки голоса. Я категорически против этой теории. Считаю, что пение для них – это необходимость. Если подходить к этому грамотно, процесс ломки голоса будет протекать более гладко и быстро.
Мужской хор всегда слушаешь с особым чувством. В нем и сила, и красота. Все девушки в зале чувствуют себя как никогда защищенными. 16 октября в зале Благородного собрания Карельского государственного краеведческого музея мужской хор КГПА открывает очередной сезон и приглашает в свой коллектив новых участников. Подробнее: http://vkontakte.ru/club1322147. Жаль, девчонок не берут…
«Лицей» № 10 2010