При хорошем взаимопонимании с учителем положительно относятся к предмету 82% учащихся и плохо 18%. А при плохом взаимопонимании хорошо относятся к предмету лишь 24% учащихся и плохо – 76%.
От чего зависят школьные отметки подростков? Откуда столько жалоб на снижение успеваемости? Казалось бы, подростки, как и младшие школьники, учатся в школе, занимаются в секциях, воспитываются в семьях… Но они не младшие школьники.
И действительно — с подростка спрашивают больше. Ждут ответственности, осмотрительности, планирования, воспитанности… Для этого есть причины: подростки стремительно развиваются, и во многом они уже почти как взрослые.
Но именно их достижения часто переворачивают всё с ног на голову. Например, подростки активно учатся разбираться в других людях: анализировать их поведение, делать выводы о личности человека, строить прогноз.
Немного цифр: в 9 лет адекватно оценивает других сверстников лишь каждый двадцатый, а к 14 годам таких сообразительных уже 8 из 10 девчонок и чуть меньше парней. В том же направлении развивается и понимание взрослых. И вот этот момент — взаимопонимание — становится ключевым в отношениях взрослого и подростка.
Возможно, это покажется банальностью, но при хорошем взаимопонимании учителя и подростка интерес к данному предмету и успеваемость по нему значительно выше. И наоборот — непонимание ведет к неуспеваемости.
Чтобы показать масштабы проблемы, приведу данные исследований: при хорошем взаимопонимании с учителем положительно относятся к предмету 82% учащихся и плохо 18%. А при плохом взаимопонимании хорошо относятся к предмету лишь 24% учащихся и плохо – 76%. С такими показателями до снижения успеваемости рукой подать.
Но даже с хорошим, понимающим учителем некоторым подросткам трудно установить доброжелательные отношения. Особенно ребятам мешают такие качества, как обидчивость и враждебность — кстати, как и взрослым. Для учителя это может быть тем барьером, который непросто преодолеть, но уж точно не стоит его ломать — ведь эта враждебность и обидчивость говорят о ранимости и стремлении защититься, и уж точно возникли они не на пустом месте. Для этого наверняка была причина.
Другой вопрос — есть ли у учителя время, опыт и другие ресурсы, чтобы с этим разбираться? Я как человек, причастный к системе образования, прекрасно понимаю трудности, с которыми сталкивается учитель в работе с детьми. Но сами подростки не понимают, да и не обязаны, в общем-то, понимать.
И всё же у учителя есть важные ключики, которые помогают в поиске контакта с подростками:
— уважительное отношение к точке зрения подростков (а не позиция «есть мое мнение и неправильное»);
— умение правильно критиковать: указывать на действие и его последствия, а не на личность. «Не подумал о последствиях» вместо «разгильдяй» или чего ещё похуже. Хорошо бы при этом учесть те качества , которые подросток не может особо изменить: например, темперамент или неврологические диагнозы. Их стоит вовсе вычеркнуть из списка поводов для критики;
— хорошее отношение к учащимся. Нет, я не о том, что надо всех любить. Не надо, забудьте про любовь к детям. Достаточно заботы — услышать, поддержать, да хотя бы не накричать, не оскорбить и не унизить.
Так что, уважаемые родители, прежде чем требовать с ребенка высоких результатов, убедитесь, что по этому предмету у него есть контакт с учителем.
И дорогие учителя, будьте деликатнее с учениками — ведь это те люди, которые вскоре будут обслуживать вас в самых разных сферах, обеспечивать вашу пенсию и, возможно, даже руководить вами.
О себе рассказывает: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».
Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницу: vk.com/psyudin