38 вкладов в будущее вашего подростка
«Маленькие детки — маленькие бедки», а уж большие… Несомненно, подростковый и юношеский возраст полон трудностей и подводных камней — ведь значительную часть опыта взрослой жизни человек впервые приобретает именно здесь.
Проблемы, трудности, психологические травмы, с которыми сталкивается подросток, — насилие, неуспеваемость, употребление алкоголя, криминальное поведение — могут иметь весьма отдаленные последствия. Это психологическое «ружье» может выстрелить не сразу, а лет в 30-40 — например, при создании семьи или воспитании уже собственных детей.
Однако может ли это работать и в другую сторону, позитивную? Да, может, но для этого надо посмотреть на подростка и его окружение не через призму проблемности, а как на ресурс, некий вклад в психологический фонд развития личности молодого человека. Для этого важно найти качества, на которые можно опереться: подростку — в своем развитии, родителям — убедиться, что у их подростка всё, в общем-то, хорошо, а если нет — попробовать восполнить тот ресурс, которого недостает, или поддержать подростка в его создании.
Я хочу поделиться с вами найденной в зарубежной литературе концепцией вкладов в развитие. По результатам многолетних психологических исследований ученые составили список качеств, которые помогают подростку войти во взрослую жизнь и успешно преодолеть неизбежные трудности взросления. Условно эти вклады можно разделить на внешние (окружение подростка) и внутренние (особенности самого подростка).
Чем они полезны? Чем больше этих вкладов у подростков и юношей, тем меньше риск вовлечения в рискованное поведение, и выше шансы на включение в позитивные, социально конструктивные отношения. В качестве прибыли от этих вкладов называются также академическая успешность, помощь другим, способность к лидерству, преодоление трудностей, поддержание физического здоровья и способность дольше ожидать вознаграждения за личный успех (так называемое «отсроченное вознаграждение»). В общем, всё то, что родителям хотелось бы видеть в своих чадах.
Идея вкладов также предполагает, что, когда молодые люди демонстрируют оптимальное развитие, они не просто нормально развиваются как отдельные личности – они включены в значимые отношения и вносят свою лепту в жизнь групп и сообществ, к которым они принадлежат.
Итак, что же это за вклады?
А. Внешние вклады
Это особенности окружения, способствующие здоровому развитию. Они объединены в четыре категории – поддержка, доверие, ограничения в поведении, конструктивное использование времени.
I. Поддержка: первая порция вкладов связана с возможностью получить внимание, заботу и опереться на окружение в трудных ситуациях.
Это когда семья способна дать:
- поддержку и принятие, особенно в случае неудач и трудностей, в том числе и в учебе;
- доброжелательные отношения с родителями, возможность обратиться к ним за советом;
- активную помощь своему ребенку в процессе обучения, поддержку его успехов.
А также это возможность получить:
- поддержку от трех и более взрослых, не являющихся его родителями;
- внимание со стороны соседей, их готовность оказать внимание и заботу;
- позитивный психологический климат в школе: заботливое отношение учителей и поддержку со стороны учителей и сверстников.
Еще важно — готов ли подросток получить помощь и поддержку, даже если они есть?
II. Доверие. Эта часть вкладов — про возможность быть полезным в обществе и получить уважение и признание за свои действия и достижения. Высказать свое мнение и быть услышанным. Про то, что быть молодым, престижно и безопасно.
7. Общество рассматривает молодость как ценность и молодые люди это знают.
8. Молодые люди играют важную роль в местном сообществе, рассматриваются обществом как ресурс.
9. Они помогают другим людям один час в неделю или больше – например, в роли волонтеров.
10. Подростки чувствуют себя в безопасности дома, в школе, на улице.
Эта группа вкладов больше зависит от того, в каком обществе мы живем. Родители же могут помочь подростку с поиском тех мест, где его возможности востребованы. Хорошо, если родители своим поведением показывают подростку здоровые способы самореализации и саморазвития.
III. Границы поведения – это не только ограничения, но и защита. Когда правила игры ясно прописаны и последствия их нарушений известны и наступают неизбежно, человеку проще соотнести своё поведение с тем, что от него ждут. Сюда относятся:
- Способность семьи выработать четкие правила и последствия их нарушения и информированность о том, где находится подросток.
- Готовность родителей и других взрослых быть образцом позитивного и ответственного поведения.
А также:
- Наличие школьных правил и четких последствий их нарушения.
- Заинтересованность соседей и их готовность ограничивать поведение подростка в случае необходимости.
- Наличие друзей, ведущих себя ответственно.
IV. Конструктивное использование времени. Да, это что-то из разряда «займись делом». Но это занятия, выбранные самим подростком, а не навязанные извне:
16. творчество (молодой человек проводит три или более часов в неделю, занимаясь музыкой, театром и пр.);
17. молодежные программы (молодые люди проводят три и более часов в неделю, занимаясь спортом, в клубах или организациях в школе);
18. время дома (молодой человек проводит менее двух ночей в неделю вне дома с друзьями «просто так», без необходимости.
Итак, подростку от родителей крайне важно получить доверие, поддержку, ясные и разумные ограничения с учетом возраста, а также уважение его интересов в выборе способов проведения досуга.
Б. Внутренние вклады
Это особенности самого подростка, на которые стоит обратить внимание. В конечном счете для жизненного успеха они значительно важнее школьной успеваемости, выраженной баллами оценок. Включают в себя обязательства в сфере образования, позитивные ценности, социальные навыки (компетенции) и позитивную идентичность.
I. Принятие обязательств в сфере образования. Здесь имеется в виду то, отсутствие чего часто приписывается подросткам и юношам, — мотивация, интерес, активность в учёбе.
19. Мотивация достижения, проявляющаяся в стремлении юноши достичь успехов в учебе.
20. Активная вовлеченность в школьную жизнь и процесс обучения.
21. Выполнение самостоятельной учебной работы минимум в течение 1 часа в день.
22. Забота о собственном учебном заведении.
23. Чтение для собственного удовольствия три и более часов в неделю.
Со стороны родителей здесь требуется не палочная дисциплина, а поддержка подростка с опорой на его реальные интересы: хочет вести свой блог — ок, учимся формулировать мысли; хочет лететь на Марс — наверстываем физику; хочет покорять моря — географию. Интересы сменятся, но пара шагов в нужном направлении будут сделаны.
II. Позитивные ценности — это убеждения подростков, которые помогают им строить здоровые отношения с окружением, оставаясь отдельной личностью, способной принимать свои решения. Важно, чтобы подросток считал значимыми:
24. помощь другим людям;
25. равенство и социальную справедливость;
26. свои убеждения и готовность их защищать;
27. честность даже тогда, когда сказать правду трудно;
28. принятие ответственности за свои действия;
29. воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и от опасных сексуальных связей.
III. Социальные компетентности – это умение общаться, дружить и разрешать сложные ситуации.
- Способность планировать и принимать решения.
- Умение создавать и поддерживать дружеские отношения, способность сочувствовать.
- Знание других культур и умение поддерживать отношения с их представителями.
- Способность сопротивляться негативному влиянию сверстников и избегать опасных ситуаций.
- Стремление к ненасильственному разрешению конфликтов.
Конечно, именно родители показывают образцы таких компетентных людей. Невозможно требовать от подростка уважения, если не уважаются его личные границы. Старайтесь выслушивать своего ребенка, если он что-то рассказывает о себе и, возможно, он захочет услышать ваше мнение и скорее обратится к вам за помощью и советом в трудной ситуации.
IV. Позитивное представление о себе и жизни, которые позволяют ему легче преодолевать трудности и восстанавливаться в случае неудач.
Сюда относятся:
- Чувство контроля над происходящим.
- Высокая самооценка.
- Наличие цели в жизни, ее осмысленность.
- Позитивное, оптимистичное восприятие личного будущего.
Вот, пожалуй, и всё.
Чем мне нравится эта концепция?
Распечатав список и вооружившись карандашом, можно произвести несложный анализ: сколько у подростка, старшеклассника есть внешних вкладов и сколько внутренних. Если у подростка нет источников поддержки в семье и ближайшем окружении, откуда браться внутренним ресурсам? А если нет ни внутренних, ни внешних вкладов, откуда взяться прибыли – успешному, благополучному развитию молодого человека?
Еще один момент из моих наблюдений: если внешние противоречат внутренним, то тут явно что-то не так. Если ваше участие в образовании приводит только к скандалам, головной боли у вас и чувству неуверенности у ребенка, если учитель криком и двойками по предмету хочет восстановить дисциплину и справедливость – это просто не работает.
Под занавес внесу нотку оптимизма: по тем же исследованиям только один из шести проблемных подростков становится проблемным взрослым. Хотите улучшить шансы своего ребенка? Торопитесь делать свои вклады!
О себе рассказывает: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».
Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницу: vk.com/psyudin