Визит к психологу с подростком: ожидания и реальность
Психологическая помощь уже прочно вошла в нашу жизнь и перестала считаться чем-то экзотическим. Не сами, так с детьми до психолога дошли многие. А подростковый возраст, наверное, самый трудный и непредсказуемый на жизненном пути человека. Трудный как для детей, так и для тех, кто находится рядом. Поэтому даже родители, никогда не прибегавшие к психологической помощи, часто обращаются к психологу, когда их ребенку исполняется 12-13 лет.
Родители приходят к психологу с самыми разными ожиданиями от встречи, а помочь хочется всем. Поэтому попробую здесь описать, чего ждать от психолога, что реально получить и в какие сроки, а что — фантастика.
Ожидания
- «Я схожу разок, и всё наладится»
Для родителя или просто взрослого, который пришел со своей проблемой, одна встреча действительно может быть полезной. Это может сработать, если вы пришли с довольно свежей ситуацией и запасом сил для её решения, но просто не видите вариантов или не уверены в правильности своих действий. Если вы хотите по-другому взглянуть на ситуацию и наметить пути решения, это вполне реально. Можно считать, что первая встреча удалась, если вы поняли про себя и свою ситуацию что-то новое и почувствовали, что можете работать с этим специалистом или обращаться к нему в дальнейшем.
Если же вы пришли с подростком, то чаще всего первая встреча — это только сказать «здрасьте», выслушать родителя и подростка и заручиться готовностью последнего сотрудничать. Подросток ведь редко является к психологу сам, так что на установление контакта может уйти больше времени, и гарантий, что он случится, нет. А работать с подростком без его согласия не получится.
Случается иногда, что подросток приходит к психологу по своей инициативе, с недавно возникшей проблемой и конкретным вопросом про себя. Например, как справиться с предстартовым волнением на соревнованиях. Когда проблема не завязана на школу или семью, подростки учатся и меняются просто сверхъестественно быстро, но запланировать такие чудеса вряд ли возможно. Поэтому я сам — и как профессионал, и как клиент — на магию никогда не рассчитываю, а просто засучиваю рукава и работаю.
Так что в типичном случае в результате одной-двух встреч у психолога сложится свое мнение о подростке, о том, в чем заключается проблема и что можно с этим делать дальше.
- «Почините мне ребёнка»
Есть родители, которые готовы платить, и немало, за то, чтобы «всё стало хорошо». Если подросток готов приходить к психологу, то за 5-7 встреч вполне можно улучшить его эмоциональное состояние. Иногда случается, что у родителя нет сил, ресурса на то, чтобы что-то решать и обсуждать с подростком – в конце концов у вас самих может случиться кризис среднего возраста или семейный кризис. В таком случае я могу взять на себя роль группы поддержки вашего ребенка, а вы в это время порешаете свои проблемы и восстановите силы.
Но если под хорошо понимается «починить» ребенка (мол, сделайте так, чтобы учился, пел, сдал экзамены, был вежлив, помогал по дому — нужное подчеркнуть), то тут вас ждет разочарование: вполне возможно, вам-то как раз поначалу станет не лучше, а хуже! Потому что поддержанный психологом подросток набирает силы и вскоре заявит о своих потребностях, о своем возмущении, несогласии с вашими действиями. Все те напряжения и конфликты, что есть между вами, обострятся до предела.
Поэтому сразу честно предупреждаю: если моим клиентом является подросток, то и работаю я с ним, и в его интересах. Если вы ставите целью помочь ребенку, нам с вами по пути. Сделать его удобным — не моя задача.
Но есть и хорошая новость: если ваши отношения не совсем разрушены, их можно переформатировать. Обычно после каждых 4-5 встреч с подростком я планирую встречу с родителем или совместную встречу, на которой можно поискать способы договориться и улучшить отношения.
А иногда услышать друг друга — это всё, что нужно людям. Бывают у меня очень радостные случаи. Когда, к примеру, подросток, буквально переступив порог кабинета, начинает жаловаться, что родители не дают карманных денег или не отпускают в какую-то поездку. А родитель, выслушав через меня обиды подростка, только пожимает плечами и говорит: «Да когда я не разрешал? Он не спрашивал, а я и не думал, что надо». И от меня уходят два счастливых человека.
3. «Вы мне подскажите, а дальше я сам»
Грамотные и подкованные в психологии взрослые часто говорят: «Мы к вам на одну (две, три…) встречи, вы главное скажите, что мне делать, а дальше мы сами».
Беда в том, что как раз людям подкованным знание и понимание не помогают – по себе знаю. Ведь иначе у них давно уже всё наладилось бы. Показательны в этом отношении слова родителя: «Я всё понимаю, вроде бы делаю, но почему-то ничего не меняется».
В таких случаях, а также когда дело дошло до депрессивных состояний у подростка, когда цветет буйным цветом психосоматика, когда проблема создавалась и усугублялась на протяжении нескольких лет, требуется работа не только с подростком. Да, уважаемые родители. Если работа с подростком стопорится там, где не должна, психолог может предложить вам личную встречу (или несколько), либо семейную терапию.
Конечно, это требует денежных, временных и эмоциональных затрат (привести подростка проще), и родители неохотно идут на такую работу, поэтому предлагаю я это нечасто, но это важные и мощные инструменты психолога. Например, были случаи в моей практике, когда родитель улучшал отношения с ребенком, меняя в терапии только себя и свои взгляды на воспитание. Снимаю шляпу перед такими активными родителями, которые спрашивают с себя не меньше, чем с ребенка.
Зачем родителю личная терапия?
Ваш ребенок не продвинется в собственном развитии намного дальше вас. Если вы не контролируете свою агрессию, не умеете защищать свои границы или регулировать своё эмоциональное состояние, как вы можете требовать это от него?
Займитесь собой — ведь даже если подросток категорически не идет к психологу, вам-то никто не мешает обратиться за помощью! Но тогда вы в полной мере становитесь клиентом, и я работаю с вами, а не просто даю рекомендации «как быть с ребенком».
Темы для работы здесь могут быть самые разные — от поиска способов, как вы можете сопровождать своего подростка на пути взросления до решения личных проблем.
Зачем нужна семейная терапия?
Точно так же дело обстоит и с семьёй. Если всё поведение домочадцев направлено на опеку сыночка или доченьки, то развитие самостоятельности наткнется на активное сопротивление.
Например, родители часто настаивают, что хотят видеть своего ребенка самостоятельным, но при этом отказываются доверить подростку карманные деньги, потому что «он может их потратить на что-то не то». Еще меньше родителей готовы доверить подростку контроль над успеваемостью и выполнением домашнего задания. Тогда надо менять систему отношений. Это особая большая работа, но её плюс в том, что работа идёт со всей семьёй сразу. Это подойдёт вам, если проблема затрагивает всю семью, и члены семьи готовы участвовать в её решении.
Реальность
Реальность реальна. Зато, как сказал персонаж одного фантастического фильма, в ней можно поесть. И всё-таки получить реальную помощь и поддержку.
От 1-2 встреч вы получите установившиеся рабочие отношения с психологом и новый взгляд на проблему — через расширение взгляда на ситуацию или через экспертное мнение специалиста.
От 5-7 встреч реально получить поддержку — для себя или подростка, улучшить эмоциональное состояние, встать на путь налаживания детско-родительских отношений.
10 встреч и более — это более глубокая, терапевтическая работа на изменение ситуации, состояния и поведения подростка, на улучшение взаимоотношений в семье. Если вы решились на длительную работу, я попрошу довериться мне и не прерывать работу внезапно, без согласования со мной. Хотя бы 1-2 встречи должны быть выделены на завершение работы, потому что это уже достаточно глубокие и доверительные отношения, заканчивать которые надо так, чтобы не причинять новых травм.
Личная терапия родителя или семейная терапия могут быть полезны в трудных случаях и тогда, когда родитель или семья целиком готовы работать на решение проблемы.
В любом случае работа с психологом — это шаги в сторону благополучия и улучшения ситуации. Если относиться к встречам с психологом именно так, вы почти наверняка получите пользу и эффект.
О себе рассказывает: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».
Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницу: vk.com/psyudin