Интернет-журнал «Лицей»

Доктор, мой ребёнок особенный?

Фото молодица.рфНе всякая задержка развития – повод для родительских волнений. Так считает Лев Левит, врач с 30-летним стажем, возглавляющий Центр развития и реабилитации детей в Израиле.

 

– Многие мамы, если ребенок в два с половиной года не заговорил или пошел слишком поздно, волнуются, пишут на родительские форумы. Там их часто убаюкивают историями, мол, у соседей ребенок еще позже начал говорить, и все замечательно. На ваш взгляд, когда и почему стоит беспокоиться из-за задержки развития?

– Нужно смотреть в целом. Если ребенок не говорит, но в остальном развивается нормально: контактен, способен концентрироваться, увлечен играми по возрасту, я не стал бы сильно волноваться. Но если ситуация иная, например, до полутора лет ребенок прогрессировал и вдруг остановился в развитии или начался откат назад, нужно бить тревогу. Если ребенок говорил 10-15 слов, а потом один за другим они исчезли, нельзя закрывать на это глаза! Если малыш вдруг перестал сосредотачиваться, беспричинно плачет, появились вспышки агрессии – это тревожные симптомы.

– С чего вы начинаете разговор с родителями, которые обращаются к вам?

– Пытаюсь выяснить, в чем трудности ребенка. К нам часто звонят родители, которые не понимают, в чем корень проблем их малыша. Например, мама говорит, что ее трехлетний сын не разговаривает, у него задержка речевого развития. Потом оказывается, что ребенок не только не говорит, но и не понимает обращенную речь, не играет со сверстниками, не смотрит в глаза, у него частые истерики и странное поведение. То есть у ребенка существует не только задержка развития, но и аутичные проявления.
Обычно у детей просто с задержкой развития есть проблемы с пониманием. Они усваивают примитивные команды вроде «дай, положи», но не могут выполнить задачу из нескольких действий. К примеру, взять мячик и положить на полку. Кроме того, такие дети обычно отстают с первых месяцев жизни.

– У аутичных детей развитие идет по-другому?

– Обычно такие дети до года-полутора-двух лет развиваются нормально, в соответствии с возрастом, но потом вдруг возникает регрессия. Дети перестают говорить, понимать, смотреть в глаза. Проявляются гиперактивность, стереотипные повторяющиеся движения. Таким детям ставят диагноз регрессивный аутизм.

Подытожим: родителям стоит быть внимательными к развитию, поведению своего ребенка. Если проблема существует, не стоит медлить с обращением к специалистам и восстановлением ребенка. Чем меньше упущено времени, тем больше шансов остановить патологические процессы и восстановить мозговые функции.

Специально для «Лицея» подготовила Анна Резников

Exit mobile version