Интернет-журнал «Лицей»

Работающая бедность

 
{hsimage|В России "новых бедных" сменили "новейшие бедные"||||}   Такое явление, считают социологи, существует только в России

Заинтересовала  меня эта тема года три  назад и вот почему. В газету «Карелия», где я тогда работала, пришла копия коллективного письма жителей  одного из наших северных поселков.
 
Работники небольшого лесоперерабатывающего предприятия  жаловались на то, что зарплата  гарантирует только возможность не умереть с  голоду. Но и ее выплачивают от случаю к случаю. На все требования рабочих  у директора заготовлен один ответ: «Не нравится, уходите!». Оригинал письма возмущенные люди отправили в Правительство РК, которое в свою очередь  направило в поселок комиссию. Конфликт  тогда удалось погасить.
А у меня очень чесались руки  самой написать письмо в тот поселок  и посоветовать сделать то, о чем так просит директор, – написать заявления об увольнении. Всем и сразу. Сомневаюсь, что  у тамошнего бизнесмена, как у сказочного Емели была в запасе щука-волшебница, которая прислала бы ему новых работников вместо уволившихся, и эти новые не требовали бы ни зарплаты, ни жилья, ни социального пакета…
Не написала, побоялась, что, во-первых, обвинят  журналиста государственного издания в подстрекательстве, а во-вторых, если действительно все уволятся, предприятие-то развалится. Ни волшебных щук, ни золотых рыбок в реках  и озерах Карелии, увы, не водится. И что тогда делать?!
Думаете, сейчас иные времена? Недавно пришла за советом знакомая: ее попытка мирным путем разрешить конфликт с оплатой выполняемой ею работы (помимо основных обязанностей), кончилась тем же. Мы долго обсуждали ситуацию, но выхода не нашли, идти на конфликт она не хотела, боясь осложнений и даже предложения искать другую работу. Впрочем, выход все-таки нашелся: «В следующий раз ни за что не соглашусь за копейки работать! Пусть других  дураков ищут», — сказала она на прощание.
Я часто бываю в Кеми, где живут родственники, и в прошлом году, купив местную газету, познакомилась с весьма симптоматичной перепиской  на ее страницах. На жалобу кемлянки об отсутствии окулиста и  практически отсутствующей возможности попасть на прием к специалисту, последовал ответ чиновника: окулист был, приехал молодой специалист, ему выделили квартиру, но он оказался не патриотом своей профессии, безответственным человеком. Кто-то, вероятно, сообщил врачу о жалобе и ответе, на которые он прислал свое объяснение ситуации. Квартиру-то молодому специалисту выделили, но в ней невозможно было жить без капитального ремонта, а у него жена и маленький ребенок. Купить жилье даже в районном центре молодому специалисту не по карману
Почему же зарплата не является сегодня стимулом не только производительного труда, но даже толчком поиска работы? Вот как на этот вопросы ответил… рок-музыкант Александр Градский журналу «Story».
   
«…Для того, чтобы повысить свой социальный статус, нужно…
 
-Ж… рвать?
— И не  просто рвать! Нужно, чтобы рванье это самой ж… приносило тебе адекватный заработок. А если человек будет ж… рвать напрасно, если ему от  этих стараний  обломится к его тремстам долларам лишь лишняя сотка, которая ничего в его жизни не решит… Бесполезно уговаривать! Лучше с друзьями пивка попить, поругать правительство. Поэтому государство должно создавать такую реальность, чтобы можно было простого человека позвать и сказать ему: будешь получать две тыщи долларов и существенно улучшишь свое социальное положение. И тогда есть шанс, что человек задумается: «Может, мне бросить пить? Может, моя жизнь не такая уж пропащая!» Человек начинает считать: множит свои тыщи на количество месяцев и понимает, что через несколько лет его жизнь и жизнь его детей улучшится кардинально. Тогда и не пить можно! Вернее, можно пить, но только вечером в пятницу и в субботу, а в воскресенье ни-ни, потому что в понедельник на работу. Тогда есть смысл работать!»
 
Социологи по  этому поводу говорят о том же, оперируя, правда, при этом другими понятиями, но суть та же:  заработная плата в нашей стране позволяет большинству россиян, особенно в провинции, лишь вести жалкую нищенскую жизнь, изменить которую они не в  силах, не дает шансов обеспечить будущее детей и собственную старость. Уехать в поисках работы в большой город или в другой регион нереально. Но приверженность к оседлости вынужденная: аренда жилья в чужом городе  съест большую часть зарплаты, а ведь надо что-то послать домой, семье, перевезти которую возможности нет: квартиру не купить, карманы-то  пусты.
Не думайте, что только музыканты бьют тревогу. Я нашла десятки публикаций – в газетах,   журналах, Интернете. Их авторы экономисты, социологи, профсоюзные работники. Суть же публикаций  можно сформулировать  коротко:  низкая оплата труда не только унизительна для работника, она опасна  для страны. Здесь кроются проблемы  и модернизации производства, и развития малого и среднего бизнеса, и еще многие другие.
На только что состоявшемся Госсовете Президент России Д. Медведев привел удручающие факты, требующие немедленного решения. Станет ли разговор на столь высоком уровне толчком к реальным делам или будет похоронен в многочисленных планах и мероприятиях по выполнению указаний Президента страны? Рабочие места, создаваемые в торгово-развлекательных комплексах, кардинально не решают проблемы ни занятости, ни экономики.
На днях, выступая на заседании Правительства РК Председатель Госдумы В. Грызлов поднял вопрос о низкой заработной плате учителей. Правительство приняло положительное решение, зарплата вырастит на 30 процентов. Но, как потом пояснили, не «автоматически», а в результате очередной реформы образования и системы оплаты: учителям будут доплачивать за то, другое и третье, выстраивая пирамиды из всяких условий и требований!
Словно опять боятся переплатить лишний рубль учителям, которые во многих странах мира являются одними из самых высокооплачиваемых специалистов. Сейчас откровенно говорят: уйдут из нашей школы ветераны, работать будет некому, молодежь не очень рвется в классы.
 
По данным профсоюзов, доля зарплаты в российском ВВП составляет 1/3 часть, в развитых странах – 2/3. В некоторых публикациях называется еще более низкая цифра – 10 процентов! В 2010 году средняя заработная плата в РФ составила 21 тысячу рублей, а в Евросоюзе – 1000 евро. При этом многие цены и тарифы у нас или уже на уровне  среднеевропейских, или приближаются к ним.
 
Поэтому  появляющаяся время от времени   информация о средней заработной плате в республике  на уровне 19 тысяч 900 рублей с утверждением, что бедные у нас уже догоняют богатых, лично у меня ничего кроме иронии вызвать не могла. В Петрозаводске, судя по публикациям, она и того меньше – 17 тысяч. К этим цифрам возможен только один комментарий — очень короткий и выразительны: увы и ах!
Правда, уровень безработицы в республике постоянно снижается (за 2010 год с 4,1 до 2,1 процента), и это свидетельствует, утверждают чиновники, не только об эффективной работе службы занятости, но и о том, что экономика республики выходит из кризиса и идет на подъем. Цифры, которые приводит Минтруд, реальны, правда, с одним но: они дают картину официально зарегистрированной безработицы, то есть учитывают тех, кто обратился в службу занятости, встал там на учет и получил статус безработного. 
Но за скобками остались  сотни, если не тысячи неучтенных людей, живущих в маленьких поселках, селах, деревнях и потерявших работу в результате краха расположенных там предприятий, созданных еще в советские времена. Какова реальная безработица? По крайней мере я нигде не обнаружила опубликованных цифр (может быть, где-то они и есть). Так вот и доживают целые семьи, кормясь с огорода, леса, озера или реки, постепенно спиваясь, без надежды на будущее для себя и крохотных остатков веры, что их детям, может быть, повезет, и они вырвутся из этой безнадежности. А ведь многие, в первую очередь мужчины, трудоспособного возраста.
Знаменитый японский бизнесмен Акино Мори, которого называли лучшим предпринимателем ХХ века, в своей книге «Я – «Сони» пишет,  ориентируясь на собственный опыт, что при всех равных условиях успеха добивается тот, кто вкладывает деньги прежде всего в людей, и только потом в технологии и технику. И когда в перестроечные времена  мы разрушали социальную сферу, которая в советские времена формировалась вокруг любого предприятия, – ведомственные детские сады, спортивные сооружения, училища профтехобразования, дома культуры, медсанчасти, — за границей  их создавали.
С недавних пор мои рассказы о Белоруссии (где побывала в пресс-туре, организованном для российских журналистов), действуют на знакомых и друзей как красная тряпка на быка. «Ты хоть понимаешь, что говоришь? Что тебе нравится? – искренне возмущаются они. – Хочешь, чтобы тебя тоже отметелили,  как это случилось с представителями оппозиции после выборов?» «Не отметелили бы, — иду обычно в атаку сама.- Потому что меня бы на этой площади не было бы». Хотя разгон  людей и аресты тоже не приводят в восторг.
 
Тогда что, спросите вы? Мы побывали на многих белорусских предприятиях – промышленных, сельскохозяйственных. И везде, подчеркиваю, везде, независимо от форм собственности,  их руководители на пресс-конференциях рассказали не только о производственной и финансовой деятельности, но и  о том, как на их предприятиях решаются социальные вопросы.
 
Председатель совета директоров машиностроительного холдинга «Амкодор»,  кстати, врач по профессии, рассказывал на пресс-конференции  о…  строительстве заводского жилья. Власти Минска выделили «Амкодору» бесплатно участок городской земли, где закладываются первые три дома. В будущем планируется создание полноценного заводского микрорайона. Кроме того «Амкодор» приобрел… колхоз, что позволило  снизить затраты на питание  в заводских столовых.
 
А в ответ на вопрос одного из журналистов, не решил ли бизнесмен вернуться в социализм,  возродив его на отдельно взятом предприятии, тот рассказал, что буквально накануне прилетел из США, где вел переговоры с одной из американских фирм о совместной деятельности.  «Того уровня социальной защиты, которая есть у рабочих этой фирмы сегодня,  мы не имели даже в советские времена. Вот и судите, куда нам идти?» — задал он уже нам вопрос. И добавил, что голодный, обозленный на всех и вся работник нигде и  никогда не будет выпускать конкурентоспособную продукцию.
Согласитесь, что власть, сумевшая воспитать у представителей бизнеса чувство социальной ответственности перед своими работниками и обществом, заслуживает уважения.
Просматривая свой архив по этой теме, я нашла публикацию в газете «Труд» за 2001 год под много говорящим заголовком «Дешевле только даром»  — интервью с руководителем департамента социального развития аппарата Правительства РФ, доктором экономических наук Е. Гонтмахером. Завершил его ученый утверждением, что без решения проблемы «новых бедных» у России нет будущего как у развитой страны. За прошедшие 10  лет прежних «новых бедных» сменили другие, нынешние, уже «новейшие бедные». По данным Росстата, за последние три года бедных в России стало меньше на… 0,2 процентных пункта (максимальное число было в 90-е лихие годы).
И хотя с каждым годом растут средняя заработная плата и пенсии, о чем с удовлетворением докладывают представители правительства, вдохновить на производительный труд этот рост не может (он лишь не увеличивает числа бедных) ибо рост цен, тарифов и  инфляции  вновь возвращают нас на круги своя.
Что делать? Может быть, ответ на тот вопрос дает в интервью главному редактору «АиФ» профессор Сергей Петрович Капица?
«На совете министров несколько лет назад (интервью 2009 года. — В.Ч.) решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых ученых. А в это время разгорелся скандал с прокурором, который отремонтировал свою квартиру за 20 миллионов. Я за это зацепился и сказал, что, если бы вы выделили  12 миллиардов на квартиры для молодых ученых, вы могли бы поправить дело. А все полумеры бессмысленны. И закончил словами: «Если вы и  дальше будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Вам будет проще такой страной править, но будущего у такой страны нет». Вышел скандал, и председатель сказал, что согласен с мыслями профессора Капицы, но не с его формулировками».
Когда-то в СССР было очень популярно публичное признание трагически погибшего президента США Джона Кеннеди, что битву за космос Америка проиграла России за школьной партой. Традиция что ли у нас такая: победители живут хуже побежденных? По последним данным социологов, более 70 процентов участвовавших в опросах россиян готовы сегодня выехать за границу, несмотря на то, что там им  предложат работу ниже их квалификации и образования.  Но ведь там такого понятия, как «работающая бедность», нет.

Exit mobile version