Культура

Параллельные миры Александра Трифонова

Александр Трифонов на персональной выставке. 1992 год. Фото Ирины Ларионовой
Александр Трифонов на персональной выставке. 1992 год. Фото Ирины Ларионовой

«Он выглядел как святой старец, который всю жизнь питался свежим воздухом вдохновения, бризом фантастической романтики и солнечными лучами творчества».

20 ноября  исполняется полгода со дня ухода из жизни замечательного художника Александра Трифонова. О нем вспоминают дочь, внук, искусствовед и художник. 

 

Дарья Быкодорова, дочь художника: «С папой было связано загадочное слово «мастерская»»

Александр Трифонов с дочерью Дашей
Александр Трифонов с дочерью Дашей. Фото из личного архива Дарьи Быкадоровой

В детстве у меня c папой было связано загадочное слово «мастерская», куда он уходил каждое утро, даже по субботам и воскресеньям. Поэтому нам редко удавалось погулять всем  вместе, но зато, когда папа вечером возвращался, мы всегда веселились!

За ужином любимым блюдом у нас была жареная картошка палочками. На сладенькое мы с папой любили шербет. Если он был мягкий, мы называли его «мазюкой», а если твердый — «твердюкой». В детстве это было оооочень смешно!

Папа очень любил порядок и чистоту. Каждый вечер он тщательно мыл коридор в нашей однокомнатной квартирке на Балтийской, чтобы  песок не разнёсся по дому. Кукковка тогда только строилась, и грязи на улице было хоть отбавляй! Папа постоянно напоминал мне, чтобы я, непоседа, дома всегда надевала тапочки и не пачкала лапки у носочков. До сих пор помню папины уроки.

Вечерами любимым папиным занятием было посидеть и полистать художественный альбом или каталог выставки, наслаждаясь иллюстрациями. Это был настоящий ритуал! Папа выдвигал кресло на середину комнаты, под люстру, чтобы было светлее, устраивался поудобнее и мог часами рассматривать понравившиеся ему репродукции и фотографии. А я всегда пристраивалась рядом.

Когда случалось, что я с мамой куда-то уезжала, папа присылал нам письма. И в конце каждого письма был чудесный рисунок, который я ждала едва ли не больше самого письма.

И еще, думая о папе, я всегда вспоминаю сад в Медыни — маленьком городке, где жили папины родители, мои бабушка Аня и дедушка Саша, и где я в детстве гостила каждое лето. Мы с папой часто забирались в маленький, почти игрушечный домик посреди сада, благоухающий яблоками, и болтали обо всем на свете. Когда я родилась, папа посадил среди яблонь маленькую вишенку. Вишенка подрастала, и вместе с ней подрастала я.

С тех пор прошло много лет, многое изменилось в жизни. Дом теперь принадлежит другим людям. Растет ли моя вишенка, не знаю. Но она живет в моей душе как память о папе, бабушке с дедушкой и моем счастливом  детстве.

 

Арсений Быкодоров, внук: «Мой дедушка настоящий художник, мастер своего дела»

Александр Трифонов с внуком Арсением
Александр Трифонов с внуком Арсением. Фото Ирины Ларионовой

Я думаю мне было лет 8-9. Мне нужно было где-то потусоваться пару часиков, а потом куда-то идти с мамой или бабушкой. В общем, меня привели в мастерскую к деду где то на Невском.

Так сложилось, что обычно мы собирались только по праздникам и с дедом только тогда и общались.  Я даже особо и не понимал, что он за человек. Так вот, эти пару часов в мастерской отпечатались у меня в памяти лучше всего. Я всë понял про него, сложился некий образ. Пазл собрался, и всё стало ясно. «Мой дедушка настоящий художник, мастер своего дела», — подумал я.

Вид человека, его характер, его отстраненность как-то раскрылись и стали понятны. Рабочее место раскрыло для меня человека. Прямоугольное пространство было органично заставлено множеством предметов, не касающихся напрямую его деятельности, видимо, это были его артефакты. Запомнились сухие цветы, модель самолëта и прозрачный шар. Интересно, что до меня эти предметы с полок не снимались в течение многих лет. Я много спрашивал, но получал ответы только тогда, когда дело дошло до красок. Помню, он мне объяснял, как делают краски, показывал, как рисовать некоторых животных, существующих и мифических.

Сейчас я думаю, что я отвлекал его от работы, а может, и нет.

Помню, он переставлял холсты один за другим. Какие-то мелочи показывал на картинах, где хотел ещё что-то изменить. А потом мы пили чай.

Такие отрывки воспоминаний, пожалуй, самые важные для меня, потому что дают понять человеку человека. Мастерская – это место, где материальный мир отображает внутренний.

 

Елена Никулина, искусствовед: «На открытии выставки художник не напоминал именинника»

О Музее изобразительных искусств, в котором я проработала несколько лет, сохранились весьма разнообразные воспоминания, тем не менее жизнь там была интересной. Единственное, что ежеквартально выбивало из колеи, это подготовка к очередной выставке. Свободных экспозиционных рук не хватало, и проекты распределялись между специалистами практически всех отделов.

По какому-то странному стечению обстоятельств в тот год среди прочих мне досталась юбилейная выставка Александра Трифонова. По правде сказать, меня это не удивило, но напрягло точно. Во-первых, с подобным материалом всегда работали маститые искусствоведы, а я себя таковым не считала. Во-вторых, известные художники негласно определяли себе кураторов заранее. Однако что-то пошло не так, и мне пришлось смириться со сложившейся ситуацией.

По мере приближения сроков реализации проекта, я все больше склонялась к мысли, что не вытяну ни выставку, ни общение с живописцем. Хватило сил признаться себе, что толком ничего не знаю о его творчестве кроме названий произведений и нескольких заученных наизусть фраз из какого-то старого каталога. Если вдруг, думала я, придется говорить с мастером, то ни одной фундаментальной мысли предложить не смогу. С подобными ощущениями я вошла в эту работу.

Первая встреча, равно как и последующие, оказалась очень легкой: художник был тактичен и не настойчив в своем видении экспозиции. Когда я привыкла к его ненавязчивой манере общения, поняла, что наступила пора вопросов. Преодолевая неуверенность и формулируя нехитрые предложения, вновь сделала приятное для себя открытие: как же просто общаться с человеком, чьи амбиции ограничиваются его творчеством и внешне никак не проявляются. Уже перед самым вернисажем появилось долгожданное чувство понимания его работ. Главное, оно никем не было навязано, а в моем случае выстрадано. Четкое осознание того, что говорить зрителям, безусловно, меня подбадривало.

На открытии выставки все было, как всегда: приветственные слова, хвалебные речи, поздравления, цветы. Сам художник не напоминал именинника, по обыкновению деликатно улыбался, был немногословен, прост в общении. Спустя пару лет мы снова встретились на другой экспозиционной площадке, и та закомплексованность, которую я испытала в первый раз, прошла.

Сегодня вспоминаю эти встречи с замечательным человеком и большим мастером Александром Трифоновым с особым чувством теплоты и благодарности.

 

Владимир Ваян, дизайнер и художник: «Работы Трифонова — как люди»

Легко и просто говорить о хорошем человеке. Не нужно лгать, льстить и выдавливать из себя комплименты, тем более когда он вышел из комнаты под названием Жизнь. Я заметил, что на юбилеях и панихидах ораторы, как правило, начинают со слов: «А вот я с ФИО знаком с… очень древнего года». Или: «Мы дружим уже …надцать лет». Затем перечень подвигов по принципу Я и Моцарт. А чем я хуже?

Что касается моих отношений с Александром Трифоновым, то их можно сравнить с прогулкой двух путников, бредущих по разным берегам вдоль быстрого лесного ручья. Виделись,  обменивались впечатлениями и даже, что для меня особенно лестно, висели в совместных выставочных экспозициях, но водку на кухне не пили. Официальные мероприятия и фуршеты в зачет дружеских отношений не входят.

Свой карельский трудовой стаж я начал в музее «Кижи». Как-то после планерки у своего начальника, перед уходом, спросил:

— Марина Александровна, а чем в нашем коллективе занимается эта симпатичная девочка Мила?

— Этой «девочке» уже далеко за тридцать, просто сохранилась хорошо, а у нее уже вполне зрелая дочь. А ты в курсе, кто у нее муж?

— А кто?

Шепотом:

— Сам Александр Трифонов.

Я тоже шепотом:

— А кто он?

— Это молодой, перспективный и очень талантливый художник.

— Не знаю такого. А его работы есть в нашей риге, где выставка-продажа?

— Он не продается.

Работы Александра Александровича впервые я увидел на групповой выставке карельских художников в Выставочном зале на проспекте К. Маркса. Никого из всех участников выставки не хочу обидеть, но работы Трифонова меня поразили особенно. Они красивые, выполнены с безукоризненным мастерством, но главное — они цепляют, останавливают и ненавязчиво заставляют задуматься. Они как люди. Встречаешь незнакомца — и на второй минуте общения понимаешь, что не сволочь, не врет, не кинет, хотя и очень умный.

С тех пор я ходил на вернисажи с желанием не только оценить общий уровень изобразительного искусства в республике, но и насладиться свежим трифоновским десертом. Он узнаваем, его невозможно с кем-то спутать, и не нужно низко кланяться для изучения аннотации. Посмотришь на его работы — и тут же возникает желание скорее бежать в мастерскую и создавать что-то важное, значительное, вечное.

Мне кажется, Александр жил в своем параллельном мире. Его не интересовали политика, социально-экономические проблемы, в еде ограничивался овсяной кашей и чаем без сахара. Перед погребением он выглядел как святой старец, который всю жизнь питался свежим воздухом вдохновения, бризом фантастической романтики и солнечными лучами творчества. В конфликтах замечен не был. Не из-за трусости, а просто был выше суеты, зависти и меркантильности.

Думаю, что официальные заслуги и членства Александра признаны не по его воле, а скорее по желанию бюрократических организаций, желающих видеть его в своих рядах. В конце концов наш долг незаурядную скромность Александра Трифонова компенсировать изданием альбома его работ, памятным знаком на фасаде здания, документальным фильмом…

А главное — помнить!

 

Александр Трифонов с Людмилой Соколовой
Александр Трифонов с Людмилой Соколовой на персональной выставке. 1992 год. Фото Ирины Ларионовой