К 70-летию Победы. Публикация подготовлена совместно с Национальным музеем Карелии
Зинаида Михайловна Григорьева (1926 — 1943), уроженка села Коткозеро Олонецкого района. Погибла при выполнении боевого задания.
Мама, я очень прошу не писать на конверте моей фамилии. До конца войны я буду на этой. Это не мое желание, а так нужно для данных обстоятельств. Миня нŷгёй руан сийня системасса, кудамас руадой Вейцман, муйстатко кудай айнос мейлля азетуй, конзу оли командировкас Коткатярвес. Сада кердуа проверяйттих энненку отеттих тӓнне. Эй кяскиттю ни мидя кирьюттуа. Нюгёй опастетах руадамах. Сит ляхететях сине, куз миня опастуйн виймейсен вуоден техникумас*.
Пишите сразу, очень буду рада. Привет тёте Паши. Со мной есть только одна девушка из Олонца.
Пиши о здоровье.
До свидания. Целую ваша Зина»
__________
* Перевод с карельского: «Я теперь работаю в той системе, где работал Вейцман, помнишь, который всегда у нас останавливался, когда был в командировках в Коткозере. Сто раз проверяли прежде чем взяли сюда. Велели не писать ни о чём. Теперь учат работать. Потом отправят туда, где я училась в техникуме».
Материалы предоставлены Олонецким национальным музеем карелов-ливвиков имени Н.Г.Прилукина
Савелий Романович Джигола, начальник штаба истребительного противотанкового дивизиона 114 стрелковой дивизии, участник боев за освобождение Карелии, майор запаса. В письме жене Надежде 24 февраля 1943 года он, как и другие фронтовики, приводит стихи поэта Иосифа Уткина:
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
Давно я из дома… Огни наших комнат
За дымом войны — не видны.
Но тот, кого любят, но тот, кого помнят,
Как дома, и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем
Читая за каждой строкой,
Любимую видишь и Родину слышишь
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое – придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером, вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем…»
Материалы предоставлены Олонецким национальным музеем карелов-ливвиков имени Н.Г.Прилукина
Александр Павлович Пашков родился в 1920 году в деревне Кяппесельга в крестьянской семье, окончил семилетнюю школу и школу фабрично-заводского ученичества в Кондопоге. Работал помощником машиниста на Кировской железной дороге, председателем Кяппесельгского сельсовета, в Медвежьегорском районном комитете комсомола. В 1939 году призван в Рабоче-Крестьянский Красный флот, служил на тральщиках Северного флота.
С началом Великой Отечественной войны, с июня 1941 года — в отряде морских пехотинцев, участвовал в битве за Москву, был ранен, награждён медалью «За отвагу». После лечения в госпитале служил командиром катера Волжской военной флотилии, участвовал в обороне Сталинграда, был тяжело ранен. После лечения в госпитале, в составе Днепровской военной флотилии, участвовал в освобождении Белоруссии, в Висло-Одерском наступлении. При штурме Берлина 24 апреля 1945 года, под шквальным огнём противника, командир полуглиссера Александр Пашков обеспечивал переброску на западный берег реки Шпрее передовых частей 5-й ударной армии, был ранен в обе руки, но лично за штурвалом довёл катер до берега. Вместе с десантниками, тяжело раненный, вступил в бой с противником, участвовал в атаке и был смертельно ранен взрывом фаустпатрона.
Звание Героя Советского Союза старшине первой статьи командиру полуглиссера 1-го отдельного отряда полуглиссеров 1-й Бобруйской бригады речных кораблей Днепровской военной флотилии А.П. Пашкову присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм. Награждён орденом Ленина. Похоронен в г. Костшин (Польша).
Письма и почтовые открытки Александра Павловича Пашкова адресованы матери – Пашковой Агафье Ивановне и сестре – Яшиной Александре Павловне в Беломорск, куда они были эвакуированы во время войны.
«6 ноября 1944 г.
Добрый день!
Здравствуйте, милая Мамусенька, дорогая Сашенька…
Шлю горячий привет и наилучшие пожелания в вашей жизни и здоровье. Ну, немного о себе: нахожусь пока на фронте, жив, здоров, живу ничего, ну что можно описывать о своей фронтовой жизни. Фрицев били крепко, служу на корабле. Только редко получаю от вас письма, как порой приходится вспоминать о вас. Ведь там у вас зима, холода, снег. Как с одеждой, с питанием? Вот это всё и заставляет задумываться о Вас. Ну, о себе: я сыт, что только захочется, всё есть, одет в казённом обмундировании, да и так всё суконное, тёплое, а Вы? Ну да, и здесь ещё совсем тепло, зимы почти и не бывает, снег выпадает редко, реки и те не замерзают. Да, милая мамусенька, ты у меня одна единственная, ну что же, много уже пережила, да как-нибудь ещё переживём немножко, потом всю эту плохую разлучную жизнь потянем. Пишите мне больше, всё, что у Вас происходит, как что. Сашенька! Что-то ты так мало пишешь. Всё очень сокращённо и для меня порой и непонятно, пиши больше, я тебе ещё думаю во многом помочь, наладить твою жизнь и сделать её обратно цветущей, никем не зависимой, свободной. Мы встретимся скоро, время подходит к нашей встрече, я её жду, как солнце. Ну, а сейчас пиши мне всё своё хорошее и плохое, делись со мной всем, в чём могу, тем помогу всегда. Не забывай о мамусеньке, она у нас одна и дорога так для нас. Ну, на этом кончаю своё письмо, буду ждать ответа, пишите всё подробно, больше обо всём. Ну, а я остаюсь жив, здоров. Крепко, крепко всех целую. Ваш сын, брат и крёстный. А также привет всем, кто меня знает. Жду ответ. Будьте здоровы».
Добрый день! Или вечер.
Здравствуйте, мои милые Мамусенька, Сашенька и Вовик. Шлю горячий привет и наилучшие пожелания в вашей жизни. Сегодня получил ваше большое письмо, очень и очень благодарю за него. Милая мамочка, сообщаю о себе. Жив, здоров. Наконец на фронте. Обо мне не беспокойтесь. Вы пишете, что плохо в отношении денег, я знаю, у меня их много, но выслать не могу, ибо нахожусь на территории иностранного государства. Сашенька! Хочу узнать адрес Марии Ларионовой, она может быть недалеко от меня, прошу, в следующем письме сообщите, может, повидаемся. Моя жизнь морская, служи и воюй на корабле. Но на этом кончаю, привет Любови Александровне Захаровой, Ульяне Васильевне, Тине и другим, сегодня написал письмо в деревню Романовым, хочу узнать об их ребятах. Ну, на этом кончаю. Жду ваших писем, крепко-крепко целую. Ваш сын, брат А. Пашков».
Материалы предоставлены Музеем Кондопожского края