Оборвалась жизнь Павла Алексеевича Разинова. Ему было всего 58 лет
Человек многосторонний, он был одним из первых организаторов службы практического психологического образования в Карелии. Последнее место его работы – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ГОУ РК «ИПК работников образования».
Он любил эксперименты. Как методист вместе с учителями немецкого языка, математики, физики разрабатывал оригинальные учебные пособия. При его активном участии в д/у № 99 Петрозаводска успешно реализуются идеи педагогики Марии Монтессори.
Вскоре и Павел стал таким студентом. В 1972 году он окончил пединститут, получив специальность преподавателя немецкого и французского языков. Затем была служба в армии, потом Павел учительствовал, работал переводчиком, а во Дворце пионеров руководил Клубом интернациональной дружбы. Завязывались побратимские связи, где пригодились его знания иностранных языков. Павел Разинов был молод, задирист, полон всевозможных идей.
Прошли годы, и поворотным пунктом в судьбе рядового учителя стала еще одна знаменательная встреча. Павел Алексеевич трудился в школе-интернате №23 для слабовидящих – вел немецкий и работал воспитателем. Как-то раз, как и все учителя, во время летних каникул ремонтировал свой класс – белил потолок. Прибегает начальство: «Павел, слезай со стремянки, представители из Москвы прибыли, надо бы тебе присутствовать!». Как выяснилось, в Петрозаводск для проведения семинара приехала Инесса Львовна Бим, доктор филологических наук, профессор, автор многих учебников по немецкому языку для школ. Пообщавшись с Павлом, она пригласила его в аспирантуру в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР.
Наверное, здесь уместно будет сказать о том, что Павел Алексеевич Разинов вырос в трудных условиях. Мать, простая работница, по сути дела, одна воспитала четверых детей. Годы были тяжелые, порою дети не всегда досыта ели. Но все выросли, выучились, работают. Нередко Павлу, старшему среди них, приходилось учить уроки под столом – в комнате было шумно, да и места на всех не хватало. Сидя на корточках, читал учебник, а на полу лежала тетрадка, где писал. Во взрослой жизни трудностей не убавилось – за ним никто не стоял, проторенной дороги не было.
После окончания аспирантуры Разинов защитил кандидатскую диссертацию «Содержание и структура пособия для самостоятельной работы учащихся по овладению немецким языком в условиях средней школы». К тому времени он основательно занялся английским и финским языками. В соавторстве с Валентиной Афанасьевой издал учебник по финскому языку, выдержавший несколько изданий. В списке его научных трудов – более 70 названий.
Взгляды Павла Алексеевича на развитие современной педагогической науки далеко не всегда и не везде находили поддержку и понимание. Но он умел отстоять свое мнение, в трудную минуту поддержать коллег, помочь им в практической работе. Под научным руководством академика Инессы Бим в 2009 году он должен был защищать докторскую диссертацию.
Нельзя не сказать и об активной общественной деятельности Павла Разинова, участника многих интересных проектов, в том числе международных. В последнем из них — «Монумент Зимней войны» — принимали участие Россия и Финляндия. Финансировал проект Европейский Союз, а координатором со стороны России выступал Павел Разинов.
Его жизнь оборвалась внезапно в ночь с 6 на 7 ноября. Ушел из жизни яркий, интересный, творческий человек. Светлая ему память.
Сотрудники газеты "Лицей" выражают искренние соболезнования вдове П.А. Разинова — Галине Павловне Нестеровой, его родным и друзьям.
"Лицей" № 12 2008