Старожилы Петрозаводска до сих пор помнят веселого доктора. Жизнь Виталия Наумовича Финкельштейна — человеческий и профессиональный подвиг, который не оценён по заслугам, а нынешнему поколению просто неизвестен.
Среди созвездия ярких людей Карелии своей величиной и яркостью выделяется Виталий Наумович Финкельштейн. Он прожил короткую жизнь, всего 42 года. Важная ее часть пришлась на грозные годы Великой Отечественной войны, когда калибр личности его, ещё совсем молодого человека, проявился сполна.
Едва только окончив эвакуированное из блокадного Ленинграда медицинское училище, 29 сентября 1943 года молодой фельдшер получил своё первое назначение: на парашюте его забросили в 5-ю партизанскую бригаду, действовавшую в немецком тылу под Лугой (Ленинградская область).
Сразу же, 1 октября, Виталий Финкельштейн был назначен начальником Санитарной службы 2-го партизанского полка той же бригады.
За время, проведенное в полку партизанского отряда, Виталий Финкельштейн не раз участвовал в боевых операциях: в налетах на немецкие гарнизоны деревень Стаи, Турская Горка, разъезд Киера, Югостицы и другие, в подрыве железной дороги (Витебская, Варшавская, Батецкая). Все эти ратные дела зафиксированы в его служебной характеристике.
Молодой фельдшер с твердым характером организовал партизанский госпиталь. Его становление как специалиста проходило молниеносно, без помощи опытных коллег: жизнь требовала действий, что случается только на войне. У него не спрашивали, может ли он, ему говорили «надо», и он добротно выполнял порученное. Всё это изложено в характеристике В.Н. Финкельштейна:
Работать в госпитале приходилось подручными средствами. Несмотря на тяжелые условия — нехватку медикаментов, инструментов, элементарных приспособлений, — Виталий Финкельштейн провел ряд сложных хирургических операций, в том числе восемь операций выполнил лучковой пилой (по-видимому, ампутации) и без смертельных исходов.
Это факты из характеристики, они поражают даже специалистов, ведь для таких операций нужны знания и опыт.
Через партизанский госпиталь, организованный Финкельштейном, прошло за период с 1 октября по 1 марта 628 раненых бойцов-партизан. А всего партизанский госпиталь, «возглавляемый тов. Финкельштейном, вернул в строй 118 раненых бойцов-партизан». Партизаны, лечившиеся в госпитале, всегда были окружены вниманием и заботой.
В дни боев, после выхода из партизанского леса совместно с действующей Красной армией, Виталий Финкельштейн принимал всех раненых на себя. За 15 дней его госпиталь пропустил 346 раненых бойцов Красной армии.
Сохранилось удостоверение старшего лейтенанта медицинской службы Финкельштейна Виталия Наумовича.
В зале истории партизанского движения Музея истории Ленинграда долгое время висела фотография Виталия Наумовича во время одной из его операций (см. снимок выше). Она же, вместе с упоминанием его имени, была напечатана в 1985 году в книге «Давали клятву партизаны». Однополчане рассказывали, что даже помнят детали операции — на снимке запечатлена ампутация ноги сбитому немцами советскому летчику, упавшему после катапультирования в лес неподалеку от партизанского госпиталя.
Виталий Финкельштейн был дважды представлен к правительственной награде. В 1943 году награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
После войны, в 1950 году, В.Н. Финкельштейн окончил Ленинградский педиатрический медицинский институт, стал врачом-хирургом. Он работал в Коми АССР, а с 1951 года — в Карелии. Как способного врача и организатора здравоохранения его знали жители Чупы, Кондопоги, Петрозаводска.
Много лет он проработал главным врачом Кондопожской ЦРБ (1956 — 1962 гг.). Одновременно был не только умелым администратором, но и блестящим практикующим хирургом.
Вот как вспоминает о нём бывший главный врач Станции переливания крови, заслуженный врач России и Карелии РК Л.В. Баранова:
«50-е — 60-е годы ХХ столетия были годами развития службы крови в Карелии. Вскоре после начала моей работы на республиканской станции переливания крови (РСПК), мы с Верой Александровной Дрейман, тогда директором РСПК, были в Кондопожской больнице, где начиналась работа нового отделения переливания крови. Главным врачом больницы был Виталий Наумович Финкельштейн. Через пару лет я приехала в больницу одна, нужно было посмотреть, как работает отделение и что выполнено из сделанных ранее рекомендаций и предложений. Я волновалась, опыта мало, а обсуждать работу надо было с главным врачом. Так состоялось знакомство с главным врачом. Внешне Виталий Наумович был человек выше среднего роста, несколько полноватый, с карими глазами и вьющимися темными волосами. Он внимательно слушал и обсуждал предложения по дальнейшей работе отделения переливания крови, располагавшегося в поликлиническом здании больницы. Постепенно моя напряженность в общении с главным врачом прошла.
Память сохранила эту поездку, как первую самостоятельную командировку и знакомство с Виталием Наумовичем, главным врачом районной больницы, с которым обсуждались перспективы дальнейшего развития службы крови района».
О Виталии Наумовиче остались воспоминания как об очень заботливом человеке, который опекал врачей, приезжавших в Кондопогу из Петрозаводска на консультативную помощь, на разные комиссии (Э.А. Лукашова).
Семейные предания, которыми с нами щедро поделились ближайшие родственники и прежде всего выпускник ПетрГУ, врач, талантливый человек Е М.. Кунин, хранят много историй и фактов, свидетельствующих о хирургической одарённости и непревзойденном чувстве юмора Виталия Финкельштейна.
Он был жизнелюбом, его любили все жители Кондопоги. Вот так он выглядел в период работы в Кондопоге:
Вспоминает врач, акушер-гинеколог А.С. Левина (ныне пенсионер, проживает в Австралии):
«С Виталием Наумовичем Финкельштейном мне довелось поработать в Кондопоге, где он был главным врачом. Это был январь — я должна была приехать туда гинекологом, пока их гинеколог была на специализации в Петрозаводске. На Новый год – 1960-й — я дежурила в роддоме, ночь выдалась очень беспокойной, пришлось много оперировать.
Второго января утром моя подруга Гуля Эткина проводила меня на вокзал, и я взяла билет в Кондопогу, на билете мне пробили «Кивач», но я на это не обратила внимания. Я уже знала, что ехать мне около двух часов — спокойно села в поезд и стала читать роман Тургенева «Дым». Примерно спустя час поезд остановился на большой станции, и я из окна наблюдала, как по перрону вышагивает очень толстый мужчина, а рядом стоит москвич. Мужчина долго глядел на уходящий поезд, пока он не набрал скорость. В это время проводница подметала пол, и я спросила её, скоро ли Кондопога. Но она ответила, что такой станции в расписании поездов нет. В это время из соседнего купе высунулся мужчина и сказал, что мне надо было выходить в Киваче — так называется нужная станция. Теперь же надо ехать до Лижмы, чтобы вернуться назад. Так я и вынуждена была сделать. Приехав в Лижму, я смогла позвонить в Кондопогу и всё объяснить. Оказалось, что толстый мужчина — это и был Финкельштейн В.Н., который приехал встречать меня на вокзал, а я проехала мимо… Он долго смеялся по телефону надо мной и пообещал вечером встретить меня, что и сделал. Так мы познакомились!
Когда он сел на переднее сидение москвича, машина наклонилась. Он сказал, что тяжёл для этой машины. Много шутил и смеялся так, что я забыла о холоде и голоде в этот морозный день. Привёз меня в гостиницу и поселил одну в элитный номер, при этом много острил и смеялся надо мной. А утром на конференции представил меня коллективу врачей больницы и рассказал о моих злоключениях в поезде. И всё это в шутливой форме — весело и остроумно. Это был очень весёлый человек, необыкновенно остроумный, с тонким чувством юмора. Мне пришлось с ним оперировать, и каждый раз я удивлялась быстроте и проворности его рук — он очень красиво и быстро оперировал, бережно и не травматично. С ним было приятно работать и просто общаться.
В Кондопоге все его очень любили и очень ценили, его имя произносили всегда с улыбкой. Он был самой популярной личностью в городе, его знал каждый житель! Его оптимизм, всегда весёлый нрав, остроумие и находчивость в любых ситуациях снискали ему огромную популярность и симпатию. Кондопожане очень боялись потерять его, если он захочет уехать. Он был популярен и любим всеми, с кем сталкивался по работе и в жизни — это коллеги, медсёстры, санитарки и больные. От общения с ним всем становилось лучше и спокойнее.
Он не умел ругаться, поэтому и люди старались не огорчать его. Несмотря на свою фигуру, он был очень быстрым и подвижным — не ходил, а бегал и всё делал весело! Никто не видел никогда его хмурым, печальным или сердитым. На редкость весёлый и всем приятный человек. Жаль, что он рано ушёл из жизни — в расцвете сил… Очень милый, хороший врач, блестящий хирург. Весёлые, оптимистичные люди всем нам помогают жить».
Главный хирург республики с 1965-го по 1972 год, заслуженный врач России и Карелии К.Г. Готовцева вспоминает о Виталии Наумовиче Финкельштейне как о высококлассном хирурге, рано ушедшем из жизни от онкологического заболевания крови.
Во время организации и становления новой Больницы (единого здания) скорой медицинской помощи (БСМП) в Петрозаводске, Виталий Наумович Финкельштейн был главврачом — с 1962-го до 1965-го, до самой своей смерти.
В больнице БСМП его помнят и по сей день, там висит его портрет (см. ниже). В то время это была крупнейшая больница в городе на 650 коек, которая осуществляла всю экстренную помощь в Петрозаводске и прилегающих районах. Будучи главным врачом больницы, занимался и практической работой – выполнял обязанности хирурга, дежурил по ночам по городу. Про хирургическое искусство самого Виталия Наумовича ходили легенды.
Виталий Наумович Финкельштейн был заслуженным врачом Карельской АССР.
Таким, как на этой известной фотографии, он был в последние годы жизни, тяжёлая болезнь делала своё дело.
Виталий Наумович очень рано ушел из жизни от злокачественного заболевания крови. На его похоронах было столпотворение, собралось столько людей, что на время прощания пришлось перекрыть движение транспорта в центре города.
Некоторые старожилы Петрозаводска до сих пор помнят веселого доктора. Ну а в семье Виталия Наумовича остались воспоминания об остроумном весельчаке Вите, душе компании, невероятно любившем жизнь.
Похоронен В.Н. Финкельштейн 6 сентября 1965 года на Почётном Сулажгорском кладбище в Петрозаводске.
В заключение хотим подчеркнуть необходимость помнить прошлое. Приходят на память слова Абуталиба Гафурова из эпиграфа к книге Расула Гаманова «Мой Дагестан»: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».