Воспринимайте любую критику с благодарностью, как бы это ни казалось вам трудным и неестественным, рекомендует Елена Ленёва, психолог Центра медицинской профилактики Карелии.
Наши действия нередко нуждаются в критике, она позволяет нам развиваться. Однако конкретный промах может вызывать критику поведения в целом, от которой опускаются руки. Есть удачная критика, которая помогает исправить недочеты, что-то изменить в себе или в своем деле, и неудачная. Поговорим о последней.
Неконструктивная критика – наиболее частая причина неурядиц в семье. Она формирует ощущение невозможности исправить положение или поменять события в лучшую сторону.
Маленькому ребенку говорят: «Ты никогда не научишься мыть руки, останешься на всю жизнь неряхой! От тебя люди будут шарахаться!»
Конструктивная критика выглядела бы так: «Ты очень плохо вымыл руки. У тебя не получается? Ничего страшного, давай я тебя научу!»
Молодому инженеру говорят: «Да, не стоило вам давать этот проект, вы его завалили, не смогли разобраться. Если знаний нет, откуда им появиться? Не выйдет из вас хорошего инженера!»
А стоило бы поддержать неопытного сотрудника: с помощью конструктивной критики: «Да, проект оказался для вас трудноватым – не справились. А потому, что нет еще опыта работы, достаточных знаний. Ну, ничего, давайте разбираться, вместе искать ошибку. Я уверен, у вас все получится».
Назидательная критика тоже не приносит пользы. Адресат старается ее не слушать, поскольку уверен, что к нему просто придираются.
Часто родители детям говорят: «Вот я в твои годы таким не был! Меня из-под палки никто учиться не заставлял, я сам тянулся к знаниям, маме помогал, родителей слушался…».
Директор школы молодому педагогу: «Когда я был молодым учителем, я сразу же установил дистанцию между мной и учениками. Они не смели на моих уроках даже пикнуть! И знания я им давал крепкие, не то что вы: они у меня задачки как орехи щелкали!»
Негативная критика вызывает противодействие у того, к кому она обращена, потому что замечания касаются одного аспекта, и конкретная неудача распространяется на поведение человека в целом и особенности его характера.
Ребенку говорят: «Я так и знал, что ты завалишь годовую контрольную! Из тебя никогда ничего не выйдет! Ты лентяй и бестолочь! И по жизни ты пойдешь именно так, как учишься. Будешь работать мусорщиком – так тебе и надо!».
Взрослому: «Я был уверен, что вы не выполните эту работу в срок и качественно. И вообще, я убедился, что вы плохой работник, если не можете выполнить даже такое несложное дело. Вам ничего нельзя поручать, не знаю, стоит ли работать с вами дальше…».
Как принимать критику в свой адрес
Стоит придерживаться определенного алгоритма:
Выслушать партнера, не перебивая.
Выделить из сказанного только факты, проанализировать их. Задать уточняющие вопросы.
Осознать собственное эмоциональное состояние и при необходимости регулировать его.
Постараться понять, какую пользу можно извлечь из высказанных претензий.
Дать ответ на критику.
«Мне необходимо подумать…»
В случае согласия с критикой, даже частично, можно ответить, что подумаете над сказанным и постараетесь исправить недостатки в работе. В таком случае дальнейших недоразумений не случится.
В случае несогласия с критикой сможете использовать контрфакты, но без лишних эмоций. А еще лучше взять тайм-аут: «Мне необходимо подумать над тем, что вы сказали», «Я не готов ответить на ваши слова сейчас», «Давайте вернемся к этому вопросу позже». Это даст вам возможность подготовиться и конструктивно аргументировать свое несогласие с критикой.
Воспринимайте любую критику с благодарностью, как бы это ни казалось трудным и неестественным: ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной.