{hsimage|Народы России говорят более чем на 100 языках. http://farlow.ru/russia ||||} В Петрозаводском государственном университете завершается IX Конгресс этнографов и антропологов России. Его главная тема — «Культурное наследие как ресурс инновационного развития».
Владимир Колесов, преподаватель Кубанского государственного университета, заведующий отделом этнографии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, поделился своими впечатлениями о конгрессе, а также размышлениями об актуальности и значимости этнологии в ХХI веке.
— Владимир Игоревич, почему вы занимаетесь изучением этнологии и антропологии? Как возник интерес?
— В 1992 году я поступил в Кубанский университет, где замечательный преподаватель Игорь Валерьевич Кузнецов увлек меня этнологией, показав многообразие культур в Краснодарском крае. Кроме того, в этнологии меня привлекает, то, что эта наука обращена к человеку. Этнологов интересует каждый конкретный человек, каждая личность. На мой взгляд, это очень перспективная наука, которая позволяет изменять мир.
— Какой доклад вы представили на конгрессе в этом году?
— Я выступил с докладом «Из коренных – в нацмены: советская национальная политика и трансформация идентичности горских греков Северо-Западного Кавказа» в секции «Коренные» и «пришлые»: связь с землей и идентичность».
{hsimage|Владимир Колесов. Фото автора ||||} Я рассматриваю аспекты идентичности маленькой этноконфессиональной группы – «горской» (закубанской) группы греков адыгоговорящих православных жителей Северо-Западного Кавказа. Идея в том, что идентичности ситуационные, то есть зависят от многих факторов: языка, концессии, системы родства, государственной политики. Так, в Российской империи горские греки приравнивались к горцам и были «коренным населением», а в СССР превратились в национальное меньшинство, так как в советский период идентичность зависела от политики «коренизации», депортации, автономизма и так далее.
В целом в рамках секции обсуждалась очень важная проблема: «коренных» и «пришлых» народов, их взаимоотношения. В современной этнологической науке изучение феномена этничности занимает важное место, и дискуссия о факторах, определяющих данный феномен, не прекращается до сих пор. Были очень интересные выступления, которые позволили увидеть всю палитру мнения от Калининграда до Томска.
— На ваш взгляд, актуальны ли тематика конгресса и сама наука этнология?
— На ваш взгляд, актуальны ли тематика конгресса и сама наука этнология?
— О того, что конгресс – большой организм, многие острые проблемы и методология их исследования становятся размытыми, что отражается в абстрактных или полуабстрактных названиях секций.
Важность науки этнология неоспорима не только для развития общества, но и нашей поликультурной и многоконфессиональной страны в целом.
— Имеют ли практическое применение результаты работы этнологов?
— Принятие законов о коренных и малых народах, о традиционном природопользовании – таковы практические результаты деятельности сообщества этнологов.
Кроме того, мне многое не нравится, что происходит в стране, в том числе с области межнациональных отношений. Выйти на улицу и кричать об этом я не могу, но в моих силах сделать это через своих студентов, показывая им, что мир разный, что у всех народов есть своя уникальная культура, что нужно быть толерантным, нужно уважать мнение каждого человека. Таким образом, я меняю мир к лучшему.