В этом году исполняется 105 лет со дня рождения доктора биологических наук Валентина Лопатина, одного из основателей карельской школы болотоведения.
Публикацию подготовила Надежда Еремеева, внучка Валентина Лопатина.
Человек – служитель и истолкователь природы.
Фрэнсис Бекон
Воспоминания он закончил за три месяца до смерти, печатал одним пальцем, медленно. Вообще это был человек удивительной работоспособности. Я запомнила постоянно стучащую печатную машинку, запомнила его читающим, даже за обедом. Он не мог без книжки, причём часто он перечитывал какие-то любимые произведения, например, «Войну и мир» раз двадцать. Когда я подросла, мы с ним спорили насчёт Толстого и Достоевского. Достоевского я очень любила, а к Толстому была равнодушна. Дедушка же наоборот. Ещё он много пел, мог петь даже на улице русские народные песни и оперные арии, гуляя со мной маленькой. Голос его и слух были хорошие. Я немного стеснялась и озиралась на прохожих, а деда пел арию Ленского…
Ещё он часто ходил в шляпе и снимал ее обязательно, здороваясь, одинаково по-доброму и внимательно со всеми беседовал, встречаясь по утрам и с дворником, и с профессором. Такой вот «пережиток прошлого», который я ещё успела застать. Про прогулки. С моих лет трех-четырех мы гуляли вместе, очень часто ходили в краеведческий музей, он располагался тогда в здании собора Александра Невского. Особенно привлекал меня 3-й этаж, посвящённый природе. Часто бывали в парке культуры и отдыха. Кататься тогда можно было вдоволь, стоило всё удовольствие – 5 коп.
Все растения, встречавшиеся нам на пути, имели русские и латинские имена, свои истории.
Ещё дедушка любил своих учеников, очень хорошо о них отзывался, правда, думаю, что в части работы он был строгим и принципиальным.
Из биографии. Валентин Данилович родился 10 августа 1908 года в деревне Лопатиха в Вятской (ныне Кировской) области.
Валентин Лопатин в 1910 году
Дедушка всегда подчёркивал и гордился тем, что родился в деревне, он не любил, когда про кого-то говорили: «Деревенский…». Читать он научился сам по книге, в возрасте 4 лет вместе с соседским мальчиком.
Из биографии. В 1918 году семья переехала в Петроград.
«Петроград встретил нас неприветливо. Стояла солнечная погода, но дул холодный ветер и нёс пыль. На площади перед Московским вокзалом ходили матросские патрули. Они проверили наш багаж и отпустили нас с миром. Отец нанял тележку, погрузили на неё вещи и пошли пешком через весь город на Гаванскую улицу Васильевского острова. Я быстро освоил городскую жизнь. Обзавёлся приятелями-мальчишками. Ради экономии обуви ходили босиком. Недалеко от Гаванской улицы простирался Финский залив Балтийского моря и приморские луга с небольшими прудами-старицами. Можно было бродить по мелководью залива, по приморским лугам. Но больше всего времени мы проводили на улице, играя в прятки, в лапту и другие игры. Автомобилей почти не было, трамваи ходили очень редко, в лапту играли прямо на улице».
Учился Валентин легко, правда, его хотели оставить в 5 классе на второй год. По возрасту и из-за неуспехов в рисовании. Рисовать он не умел совсем. Но родители не стали спорить и перевели его в другую школу в…7 класс (он, подготовившись летом, сдал экзамены за 6-й и половину седьмого)! Как он рассказывал, мальчики приняли его настороженно. Самый младший в классе был на два года старше его. Кроме всего, все ходили в брюках, а Валентин в коротких штанишках с чулками. Такое было время…
«В один из ранних летних дней 1923 года я отпраздновал окончание всех девяти классов 219-й единой трудовой школы г. Петрограда. Что делать дальше? Мне только 14 лет, а вузы принимали лишь с 16-ти. Летом я никуда не поехал, решил не терять год и засел за книги. Больше всего огрехов в образовании было по литературе. Читал я очень быстро и по многу часов в день. Прежде всего, освоил русскую классику – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев. Толстой. Особенно мне нравились басни Крылова и мелкие рассказы Горького. «Войну и мир» я прочитал два раза. Не брезговал и общественно-политической литературой, как современной, так и прошлой – Чернышевский, Добролюбов. Герцен, что помогло в следующем году сдать экзамены в вуз. Читал, конечно, я и другую русскую литературу – Шелера-Михайлова, Мельникова-Печёрского, Данилевского, Лажечникова и др. ещё больше пришлось потрудиться над иностранной литературой. Я лишь немного знал Уэллса, да Жюль Верна. Сперва покорили меня французы – Дюма, Золя, Гюго, Бальзак. Затем американцы – Марк Твен, Джек Лондон, Эптон Синклер. С удовольствием читал Сервантеса, Стендаля и многих других иностранцев».
Из биографии. Весной 1924 года Валентин был принят в число студентов ленинградского географического института.В дальнейшем Географический институт был преобразован в географический факультет и вошёл в состав Ленинградского университета.
Студент Валентин Лопатин
«Среди студентов, да и части преподавателей, царил необычный энтузиазм, все верили в светлое будущее. Старались как можно лучше освоить специальность, ради этого будущего. Учились усердно, особенно пришедшие из рабфаков, так как были не очень грамотны. Бредили трудными экспедициями. Среди студентов были бывшие офицеры, воевавшие на стороне Красной армии. У них мы учились культуре поведения. Трое из них позже стали академиками… Программа занятий была очень насыщена. Считалось, что нужно знать все предметы, изучающие природу: топография, картография, геология, геоморфология, ботаника, ботаническая география, фитоценология, зоология, зоогеография, гидрология суши, метеорология, климатология, почвоведение, география почв. Эти предметы сопровождались зимними и летними практическими занятиями».
Валентин Лопатин с родителями и братом. Ленинград. 1924 год
Помимо учебных занятий, на факультете существовало множество кружков, которые посещал Валентин: ботанической географии, почвоведения. Зоогеографии, научного охотоведения, фотографии, техники путешествий, краеведения. Очень интересны воспоминания Валентина Даниловича о студенческой и личной жизни, практике в Саблино, экспедициях и, конечно, преподавателях и друзьях. В дополнении к «Воспоминаниям» напечатаны слова к студенческой песне, которую дедушка всегда с удовольствием исполнял, помню, на банкетах, после окончания научных конференций, торжественных заседаниях, праздниках, его просили об этом. Эта песня была сочинена на летней практике в Саблино в 1924-26 годах, песня о Географическом институте и факультете»(исполняется на мотив песни «Из-за острова на стрежень…)
«1. В дальний путь благополучно
факультет нас снарядит,
По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит.
2. Вот Архангельск, вот Пинега…
Всё болота и леса.
Пропадай моя телега,
Все четыре колеса!
3. Экспедиция на Мурман,
Нас до нитки довела.
Улечу я вольной птицей,
Вдаль за синие моря!
4. Ферсман сам не понимает,
Кто разослан и куда?
Птичка божия не знает,
Ни заботы, ни труда.
5. Вот геолог трилобитов
Собирает день за днём.
Навоз вилами кидает,
Воз растёт, растёт как дом.
6. В чистом поле, на просторе
Почвовед стоит один.
Страшно, страшно поневоле,
Средь неведомых равнин.
7. Вот гидролог в трусах мокрых:
Он промеры совершал.
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.
8. Климатолог возле будки,
Всё на флюгер вверх глядит.
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит.
9. Вот Маевского ботаник,
Изучил всего на пять!
Просидел насквозь все брюки,
Не в чем выйти погулять.
10. Физгеограф, кончив дело,
К Ленинграду держит путь.
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь.
11. Вот зоологи с сачками на опушке леса спят.
Пахнет сеном над лугами,
Песни душу веселят.
12. На костры студенты ходят, песни разные поют.
Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают.
13. Вот открылись двери ВУЗа,
И географ забродил.
На простор всего союза
Без руля и без ветрил».
Валентин с братом Геннадием. Ленинград, 1931 год
Из биографии. В 1931 году В.Д. Лопатин окончил географический факультет Ленинградского госуниверситета (ЛГУ), в 1932 году поступил в его аспирантуру. Среди преподавателей факультета были академик В.Н. Сукачев, он заведовал кафедрой геоботаники, которая к тому времени была уже на биологическом факультете, член-корр. Н.И. Кузнецов, профессора Ю.Д. Цинзерлинг, А.П. Шенников, Р.И. Аболин, Б.Н. Городков и А.А. Корчагин. С 1934 года В.Д. Лопатин работал ассистентом Саблинской научно-учебной станции географического факультета, а с 1938 года – одновременно ассистентом кафедры ботанической географии.
О Саблинской станции он много рассказывал, вспоминал. В 1990-м я была там с ним, мы прошлись по его любимым местам.
Из биографии. В 1933 году родилась дочь Алиса, в 1936-м сын Дима.
Алиса Валентиновна – известный ботаник-исследователь по комплексному изучению мировых растительных ресурсов, созданию высокопродуктивных сортов и гибридов многолетних бобовых и злаковых трав, кандидат биологических наук, работает во Всероссийском институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР) в Санкт-Петербурге. Сын, Лопатин Дмитрий Валентинович, – кандидат географических наук, уникальный специалист в своей области. Имеет 150 публикаций (в т.ч. 5 монографий), около 30 фондовых работ.
Кафедра геоботаники ЛГУ. 1936 год. Валентин Лопатин третий слева в среднем ряду
Как учёный Валентин Данилович стал широко известен уже в 1937 году, когда ему было 29 лет. Совет биофака ЛГУ очень высоко оценил диссертацию «Тесовский болотный массив. Геоботанический очерк». Было отмечено, что представленная работа имеет крупное значение для теории геоботаники, а также для промышленных форм использования торфяников. Защита прошла блестяще, Учёный совет хотел присудить сразу докторскую степень, минуя кандидатскую, но воздержались, слишком молодой…
Позднее В. Д. Лопатин обследовал ряд болот Северо-Запада России с целью определения возможностей всплывания торфа, изучал Гладкое болото в Ленинградской области. Эти материалы он собирался использовать для докторской диссертации, но началась Великая Отечественная война.
Мемуаров о блокаде и войне нет. Я объясняю это тем, что уж очень тяжело было тогда. Так получилось, что Валентин Данилович и его жена остались с пятью маленькими детьми, своими двумя и племянницами, родители которых были далеко в экспедиции. Пятеро детей в блокадном Ленинграде. Как выжили? По воспоминаниям, как только Валентин Данилович ощутил, что будет голод, а продуктов в продаже уже не было, ему удалось купить мешок зерна в фуражном магазине (корм для лошадей) и бутыль рыбьего жира. Это помогло на первых порах. А ещё он заставлял всех членов семьи не лежать, а двигаться, подниматься по лестницам вверх, он понимал, что сердце должно работать, эта помощь сердечной мышце компенсирует расход энергии. Многие не выжили, потому что просто лежали, не двигались. В январе 1942-го детей отправили в эвакуацию по льду Ладожского озера на Большую землю, а сам Валентин Данилович, отказавшись от брони (она была у него как учёного), поступил в Военное пехотное училище.
В 1942 году, после окончания училища, В. Д. Лопатин воевал на Воронежском фронте, был ранен. Разрывная пуля попала ему в руку, началась гангрена. Санитарный поезд, на котором его везли, обстреливали с самолётов. Валентин Данилович не мог выйти из вагона и остался жив, все, кто выбежал, погибли.
1943 год. Л. Лопатин (справа) в госпитале в Самарканде
Из биографии. В конце 1943 года после длительного лечения он возвратился в ЛГУ и продолжил работу в должности ассистента на кафедре ботанической географии, а с 1946 года – доцента той же кафедры.
«За период с 1946 по 1956 год я читал: технику путешествий и организации экспедиции, методику полевых физико-географических исследований, учение о растительном покрове (фитоценология), растительность СССР, ботаническая география СССр, болотоведение, луговедение, методику геоботанических исследований. Первые два читались мною на кафедре физической географии у акад. Л.С. Берга. Учебные планы часто менялись, поэтому каждый год приходилось готовить новый курс. Были годы, когда я читал сразу пять курсов».
А вот каким был учебный процесс после войны:
«Примерно через 2-3 года после войны установился следующий порядок в приобретении специализации. На первом курсе студенту давали тему, и он писал курсовую работу по литературе. С этим заданием справлялись отлично. На втором курсе после прохождения летней практики, по дисциплинам, предусмотренным учебным процессом, проводилась спецпрактика (6 недель). В начале спецпрактики проводились научно-методические экскурсии: в лес, на луга, на болото и на озеро, для ознакомления с методикой описания растительности. Затем каждому студенту даётся участок леса один кв. км. Он должен выделить растительные ассоциации, описать и закартировать их. Зимой, по материалам этой практики, он пишет курсовую работу. Здесь должны быть учтены и другие географические дисциплины. На удивление преподавателей оказалось, что студенты совершенно не умеют писать по собственным материалам. Приходилось показывать им, как надо писать, и почему именно так, а не иначе, что отнимало у преподавателя массу времени. Например, на курсовую в семь страниц я сделал восемнадцать страниц замечаний, между тем курсовая оценивалась 3 часа, а дипломная, с которой гораздо меньше работы, тридцать пять часов. На третьем курсе студенты ехали в экспедиции своего факультета, на четвёртом – в экспедицию в какое-либо учреждение по хоздоговору. По материалу последней экспедиции писали дипломную работу».
Наряду с преподаванием он активно занимался исследованиями по проблемам болотоведения, опубликовал ставшие классическими работы по растительности и фациальной структуре Гладкого болота. В 1954 году издаётся монография «Гладкое болото», которая вошла в золотой фонд советской болотоведческой науки. За эту работу Лопатин был награждён дипломом лауреата премии ЛГУ.
Из биографии.С 1956 по 1958 год В. Д. Лопатин заведовал лабораторией Сахалинского комплексного НИИ СО АН СССР. В 1958 году он переехал в Петрозаводск, где до 1974 года был заведующим лабораторией геоботаники Института биологии Карельского филиала АН СССР, а затем до 1987 года – научным консультантом лаборатории болотоведения. Он исследовал луга, пастбища и болота Карелии, организовал широкие биогеоценологические исследования лугов. Под его руководством проводились работы по изучению прибрежно-водной растительности Карелии как кормовой базы для разведения уток.
… На биостанции в Кончёзере был участок, засеянный водяным рисом, мы ездили его смотреть. В семейном архиве сохранились заметки, вырезанные из газет 50-70 гг., где Валентин Данилович даёт конкретные рекомендации совхозам, указывает на ошибки в использовании природных ресурсов. Он обосновывает необходимость создания сеяных лугов долголетнего пользования, даёт практические рекомендации. Он также настаивает на поливе пастбищ, что в дальнейшем использовалось агрономами, даёт рекомендации по использованию органических и неорганических удобрений. Я думаю, что и сейчас эти указания актуальны, а вдруг всё-таки соберутся фермеры выращивать уток или получать хорошие урожаи кормовых трав.
Из биографии.В 1972 году по совокупности опубликованных работ на тему «Закономерности развития лугов и болот и их связи с режимом влажности почвы» В. Д. Лопатину была присуждена ученая степень доктора биологических наук.
Валентин Данилович одним из первых в геоботанике использовал математические методы для обработки данных, предложил оригинальную формулу для определения коэффициента сходства сообществ, разработал метод координат. Используя этот метод, можно, изучив несколько типичных лугов, расположенных в различных условиях увлажнения и обеспеченности растений питательными веществами, дать прогноз дальнейшего формирования этих и близких к ним лугов, наметить мероприятия, направленные на повышение урожайности. На основании этого метода разработана справочная таблица для естественных лугов Карелии, в которой указаны агротехнические приёмы. В то время не было калькуляторов, вычисления делались на бумаге и с логарифмической линейкой.Этот чудо-инструмент я хорошо помню. Линейка всегда была на столе.
Я очень любила деда, и другие дети всегда к нему тянулись. Он общался с нами всегда на равных, теперь-то я знаю, что он уважал в ребёнке личность. С совсем маленькими играл весело, умел крякать уткой и подражать голосам птиц. Меня он учил с детства много ходить и не уставать. Сколько мы с ним скал облазили и болот! Только, наверно, из-за чудесной логарифмической линейки я не стала биологом. Привил любовь к чтению, не ленился читать мне, маленькой, по полтора-два часа в день. Он учил меня не жаловаться, не оправдываться, быть скорой на подъём и сам тому был примером. Пока домашние выясняют, кто же пойдёт за молоком, его уже нет и авоськи тоже. Вот и сейчас вижу его идущим по улице с сеточкой…
В конце его воспоминаний напечатан личный Моральный кодекс:
«Не обещай того, чего не можешь выполнить. При невыполнении обещания, честного человека мучит совесть, и он чувствует себя виноватым. Нечестный ищет способ оправдаться. Самое плохое, когда человек оправдывается во что бы то ни стало. У него исчезает стимул к самосовершенствованию. Он повторяет свои ошибки. Когда я был на войне, то руководствовался чувством долга, а не мести и ненависти. Месть и ненависть должны быть исключены из обихода культурного человека. Грубость ничем не может быть оправдана. Нельзя пребывать в гневе более одного часа. Не надо обижаться. Обидчивость большой порок. Она приносит неизгладимый вред нервной системе как обиженного, так и обидчика и почти всегда ведёт к ссоре. Ссора вредит и нервам и делу. Надо всемерно её избегать. Петрозаводск. 1997 год. Январь».
Из биографии.В. Д. Лопатин опубликовал свыше 140 научных работ. Список трудов опубликован в «Ботаническом журнале» за 1979 г. (т. 64, № 2) и 1994 г. (т. 79, №1). Под руководством Валентина Даниловича подготовили и защитили кандидатские диссертации ученые Карельского научного центра РАН Г.А. Елина, В.В. Ершов, В.Ф. Юдина, Н.П. Ларионова, Т.А. Максимова, А.И. Максимов и В.К. Антипин. Валентин Данилович в течение 23 лет возглавлял Карельское отделение Всесоюзного (ныне Российского) ботанического общества.
В. Д. Лопатин награжден орденом Отечественной войны I степени и 10 медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», был почетным членом Всесоюзного ботанического общества и научным консультантом Института биологии Карельского научного центра Российской академии наук. Заслуженный деятель науки Карелии.
Фото из архива автора