Побывала на спектакле театра имени Евгения Вахтангова «Царь Эдип» – как чистой водой умылась. Все безупречно: постановка, игра актеров, музыка, оформление сцены, умелый диалог со зрителем и как итог небывалый для карельской публики взрыв восторга.
Это и понятно – ставили мастера. И дело не эстетическом удовольствии, которое, безусловно, мы все получили. На какое-то время спектакль забрал наши души и провел по сюжету как по минному полю. Не знаешь, где воспоминания нахлынут до слез, где примеришь на себя судьбу страдающего человека.
С первых сцен я влюбилась в Виктора Добронравова в роли царя Эдипа. Не зря говорят, что путь к влюбленности лежит через удивление. Очень он мне раньше нравился в фильмах. И в сериале «Не родись красивой», помните, хорошего парня, любителя погонять на мотоцикле и поклонника героини Маши Машковой. Но не более. То, что сделал Виктор на сцене, может только талантливый и настоящий актер (к тому же сын настоящего актера Федора Добронравова).
Царь Эдип у него — царь в полном смысле этого слова — властный, гордый, сильный. Но царь Эдип еще и честный человек, любящий муж и отец, переживающий за свой народ в тяжелые времена мора. Да-да, такие правители бывают. Такими мамы видят своих новорожденных мальчиков в будущем. Таким видела своего сына и царица Иокаста (народная артистка России Людмила Максакова). Но не судьба. Пророчество Аполлона грозило смертью ее мужу и вынудило отправить ребенка подальше от царя. Людмила Максакова – легенда советского кино и сцены. Мы в детстве собирали (не коллекционировали, а именно собирали) открытки с фотографиями актеров. Какими они были красивыми, особенно Людмила Максакова! Кто помнит ее знаменитое фото в норковом капюшоне? Голливуд отдыхает. А роли в фильмах «Плохой хороший человек» и «Летучая мышь»? Людмила Васильевна по-прежнему восхищает своей игрой на сцене.
Когда случается непоправимое люди ведут себя по-разному. У кого- то отчаяние, депрессия, у кого-то уход в алкоголь, наркотики, безумие. У Софокла царица Иокаста лишает себя жизни, а царь Эдип — зрения. Как-то не принимается нашей теперешней моралью такой исход. А мне он кажется достойным властителей. Когда человек осознает безысходность ситуации, в которую попал, но пытается сохранить в себе все лучшее, что есть в нем, это не гордость и не гордыня, а достоинство. Какое бы горе ни свалилось на человека, он сохраняет уважение к себе. Потому что он был честен в своих поступках, и не его вина в том, что боги предрекли ему страшное испытание.
Неотвратимость рока показана в спектакле через образ огромного черного катка, надвигающегося на Эдипа, его детей, подданных и даже на зрительный зал.
Восхищение игрой, узнаваемость эмоций, сочувствие и уважение к героям, впечатление от красивых лаконичных сцен и костюмов – мое первое спонтанное впечатление от спектакля.
И это еще не все. Постановка сделана совместно с Национальным театром Греции. Греческий акцент в виде хора мужчин (фиванских старейшин), каждый из которых был не в толпе, а играл так, как будто он один на сцене перед зрительным залом, был даже не акцентом, а одним из главных мотивов постановки.
И чтобы мне уж окончательно завидовали те люди, что не попали на спектакль, скажу, что в роли Тиресия был народный артист России Евгений Князев. Человеку, блестяще сыгравшему Вольфа Мессинга, Сталина, Арбенина, Бориса Пастернака, разве ему может быть что-то не по плечу? Он не просто играл — сверкал! Его горящие глаза были видны даже с первого яруса, а речь завораживала.
Есть такое выражение: Царь земной под Царем небесным ходит. Постановка «Царь Эдип» — о сомненииях, человеческом достоинстве и чести людей, отвечающих за жизни близких и жизней своего народа.
Спасибо вахтанговцам за спектакль. Есть пожелание почаще бывать за пределами Москвы. Здесь их ждут самые искренние эмоции, любовь и горящие от аплодисментов ладони зрителей!