Интернет-журнал «Лицей»

«Стойкий оловянный солдатик»: почему, зачем и для кого

"Стойкий оловянный солдатик". Фото Юлии Утышевой

4 июля Театр кукол Карелии представит зрителям премьеру спектакля «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Х.-К. Андерсена. Инсценировка и постановка главного режиссёра гродненского областного театра кукол Олега Жюгжды.

В столицу Карелии режиссёр приехал со своей постановочной группой, объясняя это тем, что так значительно удобнее сразу приступать к работе над спектаклем, нежели вначале «настроить всех на одну волну». Такой подход помогает экономить рабочее время репетиций.

– Конечно, – отмечает Олег Олегович – так будет меньше открытий, но и провалов будет меньше. Достаточно сказать один раз: «Не делай так больше – делай по-другому», – и на тебя не обижаются – тебя понимают. Такая работа только повышает на качество.

Почему выбор пал на постановку «Оловянного Солдатика» Андерсена, нам пояснила директор Театра кукол Карелии Любовь Николаевна Васильева:

– Обычно, театр предлагает режиссёру несколько названий. Так как зритель у нас любит детскую классику, а Олег Олегович имеет богатый опыт в постановке Андерсена, было решено поставить именно эту сказку. Более того, под постановку мы выиграли грант федеральной целевой программы «Культура России».

С творчеством Андерсена режиссёр знаком не понаслышке. С 1988 года он регулярно ставит спектакли по сказкам этого датского писателя. Поэтому вопрос о том, чем так интересен сказочник, на пресс-конференции был задан одним из первых. На что режиссёр ответил, что ему нравится простота мира сказок Андерсена, так как писателю присущ некий минимализм. И театру кукол очень близко андерсеновское одушевление предметов, наделение их своей неповторимой атмосферой.

Олег Жюгжда. Фото cdn.static3.rtr-vesti.ru

– Сейчас, – сетует режиссёр, – существует некий эмоциональный дефицит – недостаток положительных эмоций. А Андерсен помогает это восполнить. А почему, собственно, Андерсен? Дети его сейчас почти не читают, а взрослые ещё что-то помнят.

Действительно, в сказках, как и в театре, многое отдаётся на откуп фантазии. На сцене преобладают условности. И только детали создают полную картину впечатлений: глобальность в мелочах – вот что важно. И каждый кукольник, будь то актёр или режиссер, обладают удивительным взглядом на жизнь.

– Кукольники, – говорит Олег Жюгжда, – народ достаточно скромный, но вместе с тем в душе у них существует желание сотворения собственного мира – не такого, который есть в жизни. И мне всё это очень нравится. Законы и правила в вымышленном мире могут быть такими, какими пожелаешь – более гармоничными, или, например, более драматичными.

Кукольники создают то, чего людям не хватает в реальности.

Уже давно главным инструментом актёра перестал быть только его голос: сложно найти спектакль, где актёр совсем спрятан за ширмой. Актёры выходят на сцену в живом плане и играют с куклой. По мнению режиссёра, если сейчас весь спектакль выстроить за ширмой – это мало что даст юному зрителю и его фантазии: представление будет больше похоже на мультфильм. Как отмечает сам режиссёр, ему хотелось бы научить ребёнка фантазировать и играть:

– Раньше все детские игры были построены на общении, и это становилось основой познания мира, в то время как сейчас дети узнают о мире, уткнувшись во всевозможные электронные устройства.

Для режиссёра и актёров очень важно увлекать и заинтересовывать детей: показывать, что всё происходит на их глазах – «здесь и сейчас» – и вряд ли повторится когда-либо.

– С другой стороны, – уточняет режиссёр – дети тоже воспринимают спектакль по-разному. Когда к нам в Беларуси на спектакли приходят школы, мы уже знаем – какие смотрят хорошо, а какие плохо. Другое дело, когда приходят детские сады – вот самый благодарный зритель. Все смотрят тихо, завороженно. Более того, могу привести такой пример. Когда у нас педагоги просят ребят нарисовать, что им понравилось в спектакле, то кто-то рисует то, что действительно увидел в реальности, то есть как это было: сцена, актёры, куклы, софиты… А другие рисуют персонажей, главных героев, их взаимодействие: в них есть это чувство сказки, другого мира, волшебной атмосферы».

В спектакле Олега Жюгжды «Стойкий оловянный солдатик» противостояние двух мальчика — Ханса, играющего Тролля, и Кристиана, играющего Солдатика. Причём, Ханс, безусловно, рисовал бы софиты, а Кристиан — волшебные миры.

 

Если и вам захотелось побывать в удивительном сказочном мире детских фантазий и вымышленных персонажей – история о стойком оловянном солдатике и его бумажной даме сердца, которыми играют дети, придётся вам по душе. Премьерный показ состоится в Театре кукол Карелии 4 июля в 12 часов.

Источник: Мария Курило

Фото с репетиции спектакля Юлии Утышевой

Exit mobile version