Интернет-журнал «Лицей»

Золушка, или Хрустальный башмачок

16 февраля на сцене Карельской филармонии покажут любимую сказку «Золушка» по мотивам одноименной сказки Ш. Перро. Начало в 12 часов.

Это будет действительно необычная сказка. Впервые на сцене филармонии соединится кукольное действие и магия живого оркестра. Кукольную анимацию под руководством актёра Театра кукол, народного артиста Карелии Александра Довбня будет сопровождать музыка Владимира Беляева в исполнении оркестра русских народных инструментов «Онего».

Куклы Золушки, прекрасного Принца и злой Мачехи были сделаны специально для этого концерта. Ещё в прошлом году у дирижёра Михаила Тоцкого и поэтессы, композитора Светланы Новиковой-Бородиной появилась идея сделать концерт по музыке Владимира Беляева. Но не обычный концерт, а концерт-спектакль. Сюита «Золушка» вдохновила Светлану на создание не только пьесы, но и кукол – семьи Золушки и прекрасного Принца. Всеми куклами будет руководить Александр Довбня, для него такой спектакль тоже новая форма работы.

– Для меня это очень смелый эксперимент. Здесь один актёр руководит сразу всеми куклами, а их девять, к тому же не прячется за ширмой. Но это и хорошо, зрители принимают условия игры, начинают фантазировать вместе с актёром, куклами и музыкой и тем самым полностью вовлекаются в процесс. Пока не знаю, что получится, но это и интересно, – поделился своими ожиданиями Александр Довбня.

Светлана Новикова-Бородина уже не первый год сотрудничает с филармонией, её конёк – использование в спектаклях визуального ряда: рисунков, ярких картин, масок. В 2012 году на сцене филармонии с большим успехом прошла сказка «О том, как огонь с водой повстречались, Иваном да Марьей величались и с цветком увенчались», где иллюстрациями к музыке служили рисунки на батике.

Ребёнку нужно дать готовую картинку, показать, что под музыку можно фантазировать. И пусть пока за малыша фантазирует кто-то другой, со временем ребёнок научится сам это делать, и ему уже будет не нужен видеоряд. Он и так сможет представлять красивые картинки, – рассказывает соавтор проекта Михаил Тоцкий.

Когда появилась идея музыкального спектакля-эксперимента, рассматривались такие сказки, как «Колобок» и «Баба Яга», но остановились на «Золушке» Владимира Беляева. Эта музыка показалась Михаилу Тоцкому очень красивой и мелодичной, способной помочь детям и родителям лучше понять характеры и настроения героев.

– Прелесть в том, что у нас есть оркестр! – говорит Михаил Тоцкий. – Когда дети видят музыкантов вживую, они понимают, из чего рождается музыка, что это творение рук человеческих, а не машины. Музыка выражает эмоции, творит чудеса, вызывает радость или грусть – и тут же всё это можно увидеть в характере кукол. Оркестровые тембры будут настраивать на восприятие образа того или иного героя. Например, если сцене появляется Золушка в хрустальных башмачках, то тема Золушки в музыке окажется расцвеченной «бриллиантовыми» инструментами, звучащими «под стекло», с колокольчиками. Сестрица сопровождается сумбурно-грубой темой – и так далее.

Когда-то сказка «Золушка» была поставлена в Театре кукол. В репертуаре Музыкального театра есть одноименный балет. Но такой «Золушки» Петрозаводск еще не видел!

 

 

Exit mobile version