Интернет-журнал «Лицей»

Замаскированный «Сад»

"Сад" в Театре кукол Карелии. Фото Михаила Никитина
«Сад» в Театре кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

В этом спектакле хрестоматийные чеховские герои становятся живыми куклами.

28 июня в 19 часов в Театре кукол Карелии состоится премьера спектакля «Сад» по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

Режиссёр-постановщик — лауреат «Золотой маски» Александр Янушкевич. Художник-постановщик — лауреат «Золотой маски» Татьяна Нерсисян. Композитор — Александр Литвиновский. Хореограф — Александр Козин. Sound-design — Дмитрий Гаврилов. Художник по свету — Дмитрий Бабкин.

Жанровое определение спектакля Александра Янушкевича — комедия. Именно комедией считал пьесу «Вишневый сад» и сам А.П. Чехов. В этом спектакле хрестоматийные чеховские герои возведёны в абсолют и становятся живыми куклами. Нет ни дам в роскошных белых платьях, ни цветущих вишен. В «Саду» никто никого не слышит, каждый персонаж поёт о своём, словно глухарь на току.

«Сад» в Театре кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

В театре кукол играет всё: предметы, объекты, тени, маски. Маска вообще имманентна театру кукол как жанру искусства, ведь маска — это «ширма» для лица. Кроме того, маска, как и кукла, «смотрит» носом. Самое главное ноу-хау этого спектакля — мягкие подвижные маски персонажей, созданные художником Татьяной Нерсисян и осуществлённые цехами театра. Эти маски надеваются на голову, становятся «второй кожей» и вместе с костюмом задают характер персонажа.

История театральной маски началась ещё в IV веке до н.э., и во все времена маска, как тот воротничок из рассказа Н.Тэффи, требовала и других театральных компонентов. Если на сцене появляется маска, то стократ возрастает роль пластики, жестикуляции, музыки, танца и освещения. Репетиционный процесс под руководством режиссёра Александра Янушкевича превратился в настоящее поле для экспериментов: каждый был включён в творческий поиск.

«Сад» в Театре кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

Маска требует условных гротескных жестов и чёткой графичной пластики. И хореограф Александр Козин нашёл небытовую пластику для каждого характера, продумал пластический рисунок каждой роли, поставил общие танцы. Композитор Александр Литвиновский создал музыку для спектакля, а звукорежиссёр Дмитрий Гаврилов в процессе репетиций разработал саунд-дизайн каждого трека. Огромное значение в спектакле «Сад» приобрёл свет, и художник по свету Дмитрий Бабкин использовал весь арсенал технических возможностей Театра кукол.

«Сад» в Театре кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

Работа над спектаклем проходила в творческой атмосфере. Несмотря на то что режиссёр Александр Янушкевич точно знал и видел конечный результат, он был открыт любым предложениям.

Много новых идей в спектакль привнесли и актёры. В спектакле «Сад» занята практически вся труппа Театра кукол Карелии, а также драматические артисты Алексей Белов (Национальный театр Карелии) и Леонид Прокофьев. Актёрам-кукольникам, привыкшим играть через объект, было легче освоить заданный маской способ существования. Интересно, что и драматические артисты сразу приняли предлагаемые обстоятельства и активно включились в работу. Спектакль «Сад» словно открыл для всех какое-то новое измерение театра объектов.

Возрастной ценз спектакля — 18+

Exit mobile version