Выставка «Олонецкий пейзаж» представляет живопись и графику четырёх художников: Елены Леонтьевой, Натальи Чанжиной, Юрия Бобина, Юрия Каноева. Вернисаж состоится 16 мая в 17 часов.
Объединяющими для авторов выставки являются, во-первых, жанр пейзажа, в котором все четверо работают, во-вторых, место их жизни, работы – место, их вдохновляющее, место, ими воспеваемое. Место это – Олонец и его окрестности, которое в какой-то степени тоже является участником выставки.
История пейзажной живописи последних 150 лет славна не только именами авторов, но и именами мест: Барбизон, Арль, Эстак, Абрамцево… С тех пор как пленэрная живопись стала самостоятельной, самодостаточной практикой для художников, не только методом, инструментом, но и тем, в чём была конечная цель, стали появляться и такие «точки притяжения». Что привлекало и привлекает в них пейзажистов? Что в них особенного? На это нет однозначного ответа. Здесь и особенности освещения, и рельеф местности, и то, что составляет её главные особенности – водоёмы, леса, поля, холмы, горы, архитектура. Иногда – всё это вместе. Плюс особая атмосфера, историко-культурная аура. Всем этим, и аурой в том числе, в полной мере обладает Олонец. Равнины, холмы, реки, озера, леса, близость Ладоги, олонецкие деревни, среди которых уникальная Большая Сельга, и атмосфера самого Олонца с его мостами, парком, чем-то неуловимо напоминающим петербургский, Смоленским собором, отражающимся в Олонке…
Художники Олонца – явление вполне уникальное. Здесь, правда, необходимо добавить – увы. Они представляют собой художественное сообщество, пусть небольшое, для членов которого главным источником вдохновения, объектом творческих интересов, предметом воспевания является то место, в котором они живут. Увы, в этом качестве в искусстве сегодняшней Карелии они одиноки. Как мне кажется, одной из самых сильных сторон карельского изобразительного искусства некогда было представляемое в работах художников многообразие Карелии – природное, культурное. То место, которое сегодня занимают «коммерчески ходкие» виды Кижей, было наполнено образами Приладожья, Заонежья, Беломорья, карельского Севера. В работах местных художников Карелия представала местом жизни людей, различных жизненных укладов, природного разнообразия. Держалось это во многом на местных художественных сообществах.
У авторов, работы которых представлены в экспозиции, разные манеры, язык, почерк. Да и землю олонецкую видят они по-разному.
Елена Леонтьева – график. По её работам, в особенности тем, в которых используется пастель, видно, что она рисовальщик. Пастель – материал «женский», провоцирующий на пресловутую «мягкость», «нежность», «тонкость переходов», которые ведут, как правило, к лирической размазне. Елену от этого удерживает явное наличие вкуса и, в наибольшей мере, присутствующий в ней волевой рисовальщик, думающий о структурности листа. Замечательно, что в сюжетах её графики, почти пасторальных, вероятно кому-то было бы трудно удержаться от той самой лирической размазанности, Елена же в работах сохраняет линейную упругость, ища в сюжетах композиционную остроту.
Наталья Чанжина. Её работы – это олонецкая земля в череде сезонных изменений. Олонец каждого времени года дарит автору любимые русским пейзажистом сезонные мотивы: летнее разнотравье, голубое небо, темнеющие ели, церковные купола, золотистые поля летом, реки среди снежных полей зимой. Вроде бы один и тот же деревенский пейзаж Приладожья, но лето-осень-зима-весна преображают его.
Среди участников выставки именно Юрий Бобин представляется художником-знатоком Олонии. Его подход к поиску мотива избирателен: Смоленский собор, мосты, висящие над Олонкой, ладожское побережье, волна, накатывающая на песок, островки, лов корюшки – всё это «пейзажи-знаки» места. Представляется, что за вытянутым горизонтально форматом, в который вписаны эти знаки – вдумчивое и проницательное авторское видение характера пространства.
О работах Юрия Каноева я бы сказал, что автора (думаю, его это не обидит) выбранных для выставки пейзажей Нурмолицы, озера Светлого и других мест, интересует, во-первых, живопись, во-вторых, живопись, в-третьих, живопись. Конечно, композиция холста «составлена» из вертикалей и гнутых линий реального нурмолицкого ландшафта, но краски – это авторское, это его видение, его мышление. В представленных работах художник видит природу как разговор горчично-зелёного, ржаво-коричневого, кобальта, охр. Сплав этих глуховатых красок порождает эффект не известной художникам «серебристости», а скорее – «ртутности». Кажется, что эта «ртуть» олонецких пространств в работах Юрия Каноева – показатель не только живописной индивидуальности, но и целостного, незаёмного ощущения природы.
Художникам Олонца – успехов!
Зритель! Ты живёшь в Карелии. Карелия – чрезвычайно многоОбразна и многоцветна. Зритель, требуй хорошей живописи и графики!
Артём Стародубцев, художник