Интернет-журнал «Лицей»

Карелия. Век ради вечного

В Музее изобразительных искусств представили первую из юбилейных, к 100-летию Республики Карелия, экспозиций. 

Выставка «Карелия. Век ради вечного» художественная: в экспозиции – живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства. Правда, не за 100 лет, произведения созданы в основном  во второй половине ХХ века. 

Это не экскурс в историю с перечислением достижений, рапортами и критическим взглядом на прошедшее время. Это художественный портрет эпохи, созданный  мастерами карельского искусства. Чем выставка и интересна.

Олег Чумак. Патьяшка-знахарь

Все работы из фондов музея, а значит высокого уровня, за прошедшие годы уже не раз выставлялись, но собранные вместе, они зазвучали по-новому, словно став частями большого мозаичного полотна. Причем, авторы экспозиции использовали для этого отнюдь не исторические масштабные творения. Здесь и пейзаж, и жанровые картины, и даже натюрморт – к примеру, работа  Валентины Авдышевой «Платье для дочки», и, наконец, портрет – жанр, который современные художники не очень уважают. В Карелии уже многие годы верен портрету, пожалуй, только Валентин Чекмасов. И как это все вписывается в картину эпохи? Прекрасно. Если, конечно, это работы талантливых мастеров.

Георгий Стронк. Беломорская рыбачка. 1978
Лео Ланкинен. Композитор Гельмер Синисало. 1990
Людвиг Давидян. Портрет архитектора Эрнста Воскресенского. 1969

Да, многие работы в то время  выполнялись по заказу, но это совсем не значит, что все карельские художники в советское время были озабочены только тем, как бы воспеть во весь голос нашу социалистическую действительность. Давайте вспомним: писать картины по заказу — мировая практика, причем во все времена, эпохи и страны. Кто только не выступал заказчиками – от царей и папы римского до аристократов и купцов с большими денежными мешками. В советские времена, естественно, одним из главных заказчиков выступало государство.

Талантливый  карельский художник  Фолке Ниеминен именно по заказу выполнил серию портретов рабочих промышленных предприятий Карелии. Написанная им в 1969 году и хорошо известная картина «Тяжбуммашевцы» стала событием в художественной жизни Карелии. Она не устарела и сегодня. В 1972 году ее приобрел Русский музей. Один из критиков писал, что «Тяжбуммашевцы» — это «последняя картина в советском искусстве, которая есть достойный и талантливый портрет рабочих». На нынешней выставке представлена другая работа художника из этой же серии — тоже групповой портрет, но уже рабочих старейшего предприятия Карелии Онежского тракторного завода. Пожалуй, не уступающий более известным «Тяжбуммашевцам».

Фолке Ниеминен. На отдыхе. 1959

Онежцы выставлены в зале, посвященном  промышленности Карелии. Ну как в истории Карелии обойтись без промышленного пейзажа, благо, в те годы больше строили, а не закрывали, как теперь. Правда, мимо пейзажей, на которых трубы, станки, краны, виды цехов, напичканных всем этим, всегда хочется пройти быстрым шагом. И тем не менее вся эта груда железа вдруг становится прекрасным обрамлением портретов – рабочих, рыбаков, строителей. И тогда происходит нечто удивительное: словно «глаза в глаза столкнулись поколения и поздоровались как старые друзья».

В соседнем зале — еще одна страница истории Карелии: ее культура. Экспонируются портреты композиторов, писателей, артистов, художников, скульпторов. Не буду перечислять всех, замечу только, что, судя по галерее портретов, культуру у нас любили, а главное, ценили. И все же не удержусь, чтобы не написать об одном художнике – Екатерине Пеховой, ленинградке, приехавшей после окончания художественного вуза в Карелию и оставшейся и в ней и в истории карельского искусства. Ее путь к признанию, не только у власти, но и у зрителей был не прост, но это не заставило ее изменить себе, своему творчеству. На этой выставке работы Пеховой заняли достойное место.

Екатерина Пехова. Автопортрет

Открывается выставка неожиданно: в первом зале выставлены виды Карелии: ее озер, лесов, деревень…  А имена-то какие авторов, назову только троих: Суло Юнтунен, Георгий Стронк, Борис Поморцев. Жаль, конечно, что даже в четырех музейных залах не выставить произведения всех карельских художников даже за 30-40 лет.

Суло Юнтунен. Дорога в совхоз. 1964
Мюд Мечев. Заонежские мельницы. 1961

Не соглашусь с утверждением, что в экспозиции «отражены основные этапы становления и развития региона». Если справедливо утверждение, что в музеи ходят прежде всего за впечатлениями, то новая выставка выполняет эту задачу прекрасно: она прежде всего дает ощущение той эпохи, того времени, ощущение, немного разбавленное ностальгией. Времени очень не простом, но живом, горячем. Времени, когда многие из нас еще были молодыми. Хотя может ли быть иначе, выставка ведь художественная. А об «этапах развития региона» можно с успехом найти информацию в газетных и журнальных публикациях, книгах, в том числе учебниках и исследованиях ученых. 

Так получилось, что вернисаж, что обычно означает открытие выставки, был закрытым, в основном для журналистов. Но выставка экспонируется до конца июня. А значит, есть надежда после снятия карантина совершить экскурсию во времени.

Exit mobile version