Кто не любит море? Не знаю таких. Фотографировать море сложно, как детей и цветы: можно запросто впасть в банальность. Доказать противоположное и оригинально воплотить свой замысел удалось петрозаводскому автору Татьяне Литовой. Родилась она, между прочим, в Новороссийске, на Севере оказалась волею судьбы.
Ее море подобно живому существу — оно дышит и живет. Стихия, ею запечатленная, вроде бы и реальная, но в то же время сюрреалистичная. Никакого гламура, только чистота, романтика, поэзия и восторг.
Татьяна не ищет легких путей, создает свои фотомарины не в одно мгновенье. Она серьезно и вдумчиво, а главное, увлеченно работает над созданием образа.
– Многие снимки после печати я вручную дополнительно декорировала поталью, – рассказывает Татьяна. – Делала это точечно, осторожно, чтобы не бросалось в глаза и не отвлекало внимание. Вкрапления были минимальными, и теперь с фонариком или под определённым углом зрения, или в темноте чайки слегка серебрятся, солнечные блики сверкают золотистыми зайчиками, брызги волн поблёскивают, и закатная дорожка отливает медью.
И в самом деле, некоторые зрители даже спрашивали, как сделана «золотая печать», настолько неожиданным был эффект. Айвазовский бы, думаю, заинтересовался. Зритель непременно этот эффект ощутит, стоит только всмотреться в снимки.
Море и вообще природа – любимые темы у Татьяны Литовой. Кстати, фотографией по-настоящему она занялась всего лет семь назад, вступив в ряды студентов Академии фотографии. В юности получила педагогическое художественное образование, одно время даже работала учителем рисования. Затем были филфак ПетрГУ, аспирантура, семь лет работы в редакции университета, а потом музей «Кижи», где Татьяна и по сей день трудится в издательском отделе – то есть это по-прежнему работа со словом. Но визуализация образов – вот что стало ее творческой страстью вне работы. На выставке «Символы. Тайное и явное» в музее «Кижи» представлена целая экспозиция фотомарин Татьяны Литовой.
– Почему выставка называется «Ватерлиния»?
– Эту фотосерию составили линеарные водные ландшафты, она снималась несколько лет на южных и северных водоёмах. Образ ватерлинии из названия – как символ границы, в том числе и границы нашего восприятия.
– Как вам удалось создать такие запоминающиеся образы моря? Вы использовали в работе компьютер?
– Хотя морские пейзажи и выполнены в сюрреалистической стилистике, но без приёмов коллажирования и без существенных манипуляций в графических редакторах. Фотографии созданы при помощи творческих приёмов съёмки с использованием зеркал. Необычный технический приём, конечно, не самоцель. Цель – создание особенного художественного пространства, одновременно реального, потому что создаётся один кадр в одном месте и в одно время, и сюрреалистичного, потому что плоскости изображения – зеркальная и поле обычного кадра – совмещаются искусственным образом. Этот пространственный портал с эффектом обратной перспективы за счёт своей визуальной неожиданности создаёт непривычный образ знакомых водных ландшафтов, который может вызывать новые впечатления и эмоции. Подобные приёмы в литературоведении XX века с легкой руки Виктора Шкловского назывались остранением и были направлены на то, чтобы человеческое восприятие вывести за пределы автоматизма. С этой же целью некоторые фотографии после печати я обработала вручную.
– Некоторым вашим снимкам присуща обратная перспектива…
– Обратная перспектива как бы разворачивает водное пространство к зрителю, приближает его вплотную. И если человек при осмотре выставки замедлит шаг, задумается возле какой-нибудь фотографии о том, что на ней запечатлено и каким образом, если останется на некоторое время наедине с изображением, а в итоге с самим собой, то сверхзадача этой экспозиции будет выполнена.
Признаюсь, после такой незаурядной выставки хочется петь, читать стихи, отправиться к морю…
Фото Ирины Ларионовой