В «Синем коридоре» экспонируется первая персональная выставка фотографий Татьяны Литовой под названием «Плазма».
Лично для меня слово плазма – малопривлекательное, связано исключительно с физикой, которую никогда не любила. Но поскольку раньше уже видела атмосферные пейзажи Татьяны, а было это, между прочим, на выставке «5-й Биеннале» в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге, то захотелось непременно посетить «Синий коридор».
В экспозиции две части. Одна – калевальская, мне уже знакомая. Образы, созданные Татьяной на тему «Калевалы», пленили еще раньше. Фантазии ей не занимать. Мне нравятся ее поиски с формой и цветом, знакомо это ощущение радости находки, тем более что в фотографии это все не так просто.
Вторая серия в экспозиции называется «Египетская». Скорее всего, если бы вы и не знали названия, догадались бы сами, что южные стихии сыграли тут свою роль. Ближний Восток, а точнее мифы, которыми так увлечена Татьяна, и стали темой новой серии, которая была номинирована в этом году на 5-ю Международную премию в области художественной фотографии в категории «Абстракт» (FAPA — Fine art photography awards). В серию вошло 20 фотографий. Тема основана на сакральных сюжетах погребальной культуры Древнего Египта.
Почему экспозиция называется «Плазма»?
— Название долго не приходило, — рассказывает Татьяна.- Но когда появилось слово ПЛАЗМА, то всё сошлось. Я сразу поняла, что оно идеально для этой экспозиции, буквально в каждом своём значении отражает эти мифологические серии. Ведь плазма — это текучесть красок, линий, форм как жидкая субстанция нашей крови, нашей жизни. Плазма – это и 4-е, наименее изученное, состояние материи. Но особенно легла на душу этимология слова. Плазма в переводе с греческого означает существо, оформленное, проявленное, вылепленное.
Дело в том, что свои мифологические образы Татьяна создает с помощью особой техники с зеркальной бумагой. «Иногда приходится терпеливо ждать проявления этого образа, — поясняет автор, — но, главное, помочь ему оформиться, проявиться, состояться».
— Как языком фотографии рассказать о древних легендах и канувших в лету цивилизациях? — задается вопросом Татьяна. — Как в пластических образах двухмерного пространства поведать об архаичных мифах, утраченном миропорядке и о могущественных богах, которых мы знаем только по отрывкам из текстов, по контурам фигур на фресках и камнях забытых гробниц? Какими выразительными средствами передать вечный трепет человека перед непостижимым, пугающим и невероятным?
И отвечает:
— Сюрреалистическая стилистика как свободное поле для экспериментов даёт такой шанс.
И в самом деле, при внимательном рассмотрении фотографий есть ощущение, что начинаешь погружаться в эту сказочную атмосферу мифов. Кажется, ты и в самом деле видишь богиню Изиду, верную супругу Осириса, или повелителя песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны Сета. Возможно, зритель, не знакомый с древней египетской мифологией, увидит в образах, созданных фотохудожником, что-то свое. Эти мощные по цвету фотографии, кажется, и созданы для того, чтобы с их помощью отправиться в страну фантазий и воображения. Почему бы и нет?