Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Древние мифы в фотографической «Плазме»

Татьяна Литова. Фото: Оксана Лазарева
Татьяна Литова. Фото: Оксана Лазарева

В «Синем коридоре» экспонируется первая персональная  выставка фотографий Татьяны Литовой под названием «Плазма».

На вернисаж пришло немало зрителей, друзей и в том числе сотрудники музея "Кижи", чтобы поздравить коллегу. Фото Юлии Утышевой
На вернисаж пришло немало зрителей, друзей и в том числе сотрудники музея «Кижи», чтобы поздравить коллегу. Фото Юлии Утышевой

Лично для меня слово плазма – малопривлекательное, связано исключительно с физикой, которую никогда не любила. Но поскольку раньше уже видела атмосферные пейзажи Татьяны, а было это, между прочим, на выставке «5-й Биеннале»  в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге, то захотелось непременно посетить «Синий коридор».

Синий коридор.Фото Оксаны Лазаревой
Синий коридор. Фото Оксаны Лазаревой

В экспозиции две части. Одна – калевальская, мне уже знакомая. Образы, созданные Татьяной  на тему «Калевалы», пленили еще раньше. Фантазии ей не занимать. Мне нравятся ее поиски с формой и цветом, знакомо это ощущение радости находки, тем более что в фотографии это все не так просто.

Вторая серия в экспозиции называется «Египетская». Скорее всего, если бы вы и не знали названия, догадались бы сами, что южные стихии сыграли тут свою роль. Ближний Восток, а точнее мифы, которыми так увлечена Татьяна, и стали темой новой серии, которая была номинирована в этом году на 5-ю Международную премию в области художественной фотографии в категории «Абстракт» (FAPA — Fine art photography awards). В серию вошло 20 фотографий. Тема  основана на сакральных сюжетах погребальной культуры Древнего Египта.

Татьяна Литова. В полях Иалу
Татьяна Литова. В полях Иалу
Татьяна Литова. Апофис, изрыгающий подземный Нил и Солнечная ладья бога РА
Татьяна Литова. Апофис, изрыгающий подземный Нил, и Солнечная ладья бога РА
Татьяна Литова. Ярость Сета и Исида в поисках тела Осириса
Татьяна Литова. Ярость Сета и Исида в поисках тела Осириса
Татьяна Литова. Ур, верховный жрец_Глаз Ра
Татьяна Литова. Ур, верховный жрец_Глаз Ра

Почему экспозиция называется «Плазма»?

— Название долго не приходило,  — рассказывает Татьяна.- Но когда появилось слово ПЛАЗМА, то всё сошлось. Я сразу поняла, что оно идеально для этой экспозиции, буквально в каждом своём значении отражает эти мифологические серии.  Ведь плазма — это текучесть красок, линий, форм как жидкая субстанция нашей крови, нашей жизни. Плазма – это и 4-е, наименее изученное, состояние материи. Но особенно легла на душу этимология слова. Плазма в переводе с греческого означает существо, оформленное, проявленное, вылепленное.

Дело в том, что свои мифологические образы Татьяна создает с помощью особой техники с зеркальной бумагой. «Иногда приходится  терпеливо ждать проявления этого образа, — поясняет автор, — но, главное, помочь ему оформиться, проявиться, состояться».

— Как языком фотографии рассказать о древних легендах и канувших в лету цивилизациях? — задается вопросом Татьяна. — Как в пластических образах  двухмерного пространства поведать об архаичных мифах, утраченном миропорядке и о могущественных богах, которых мы знаем только по отрывкам из текстов, по контурам фигур на фресках и камнях забытых гробниц? Какими выразительными средствами передать вечный трепет человека перед непостижимым, пугающим и невероятным?

 И отвечает: 

— Сюрреалистическая стилистика как свободное поле для экспериментов даёт такой шанс.

И в самом деле, при внимательном рассмотрении фотографий есть ощущение, что начинаешь погружаться в эту сказочную атмосферу мифов. Кажется, ты и в самом деле видишь богиню Изиду, верную супругу Осириса, или повелителя песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны Сета. Возможно,  зритель, не знакомый с древней египетской мифологией, увидит в образах, созданных фотохудожником, что-то свое. Эти мощные по цвету фотографии, кажется, и созданы для того, чтобы с их помощью отправиться в страну фантазий и воображения. Почему бы и нет?