Интернет-журнал «Лицей»

Леонид Николаев: «Жанровая фотография – для души»

фотовыставка «Меа Шеарим» Леонида Николаева
Леонид Николаев. Фото из личного архива
Леонид Николаев. Фото из личного архива

В петрозаводском лофт-пространстве «Синий коридор» открыта фотовыставка «Меа Шеарим» Леонида Николаева. 

Сегодня Леонид отмечает свое 60-летие. Это ему принадлежит галерея портретов музыкантов в Карельской филармонии.  И вот новая замечательная  выставка — о жизни ультраортодоксальных евреев в закрытом старинном квартале Меа Шеарим в Иерусалиме.

Мне приходилось заглядывать одним глазком в это местечко, но я не рискнула бы там открыто фотографировать. Все самобытные картинки из жизни особого уголка планеты — несомненная  творческая удача Леонида Николаева.

Между прочим, Леонид всю жизнь был банковским служащим. Всего несколько лет он профессионально занимается фотографией, но уже в этом году вошел в список 35 лучших авторов фотопремии «35AWARDS» в категории стрит-фотография. В конкурсе приняли участие 117 тысяч профессионалов и любителей фотографии. 

Начинался интерес к фотографии еще в детстве, чуть ли не в младенчестве, по словам Леонида.

Моей первой камерой классе в шестом стала «Смена 8М»  – самая доступная по цене и самая массовая в 70-е годы, — рассказывает он. — Потом к ней добавился родительский среднеформатный «Любитель», но формат пленки в нем был ограничен по количеству кадров — всего12. Это требовало более вдумчивой и  неспешной съемки, а я к этому был не готов, фотографировал почти все подряд, главным образом школьную жизнь. Нравился сам процесс съемки, старался ловить интересные моменты. Не менее увлекательной была обработка и печать фотографий. Моя «фотостудия» — это тоже фотографическая примета того времени – тесная ванная комната, с увеличителем, красным фонарем и глянцевателем, взятыми в ближайшем пункте проката.

— Репортажная фотография – такой жанр, в котором не каждый фотограф может преуспеть. Думаю, тут нужна особая сноровка, профессионализм и более того талант. Как возник интерес именно к этому жанру?

— Дело в том, что в то время моя мама и отчим работали в газете «Комсомолец». Геннадий Волков, Михаил Юфа, Борис Семенов, Владимир Сёмин и другие петрозаводские фотографы захаживали к нам в гости, а у Геннадия Волкова, близкого друга отчима, я частенько бывал в редакционной фотостудии. Думаю, как раз тогда и сформировался у меня интерес к репортажной и жанровой фотографии.

— Большую часть жизни фотография была для вас чем-то вроде хобби?

— По какой-то причине дальнейшего серьезного погружения в мир фотографии тогда не произошло, о чем я очень жалею. Как-то не случилось. Сейчас догоняю. Да, долгие годы фотография была для меня просто хобби. Фотографировал нечасто, хотя и с интересом, простой бюджетной техникой. Дремавшая все это время любовь к фотографии вдруг стала просыпаться, без какого-то явного повода, ближе к пятидесяти годам. Наверное, это была защитная реакция моей абсолютно гуманитарной души на многолетнюю работу в банке. Я очень благодарен Михаилу Скрипкину, который тогда рассмотрел во мне творческий росток и помог ему развиться. Он не учил меня технике съемки. Скорее, он был фотографическим духовником, который нечасто, но точно и деликатно давал оценку тому, что я делаю.

— Что стало поворотным моментом в  возвращении к миру фотографии?

— Без преувеличения переломным моментом моей фотографической биографии стало знакомство с известным израильским фотографом Михаэлем Нейманом. Именно он по-настоящему открыл для меня мир жанровой фотографии. Среди членов созданной им в Фейсбуке группы Photo-Genre было много талантливых фотографов, в том числе такие известные, как Влади Ролов и Павел Маркин. Группа стала для меня настоящей школой: авторы не только выкладывали там свои работы, но зачастую схлестывались в нешуточных творческих спорах. Так постепенно хобби переросло в потребность заниматься фотографией профессионально.

— И как вы себя чувствуете в роли фотографа?

— Я чувствую себя счастливым человеком! Сейчас работаю фотографом в Национальном музее Карелии. По роду деятельности мне приходится заниматься разными видами съемки. Однако для души это жанровая фотография: выхваченная из жизни сценка, не постановочный портрет, в котором читаются эмоции и характер человека, пропущенные через мое собственное восприятие происходящего. Этот подход к съемке людей остается неизменным, будь то уличная съемка, интервью для СМИ или концерт. Именно из официальных съемок остались характерные портреты Анатолия  Зильбера, Вячеслава Орфинского и другие. У меня есть мечта – сделать коллективную выставку портретов лучших людей Карелии. У наших карельских фотографов наберется немало интересных работ на эту тему. 

Выставка «Меа Шераим» — событие в фотографической жизни Карелии. Взгляд фотографа в ней сфокусировался  на милых сценках, трогательных, характерных и запоминающихся фигурах стариков, детей. Своеобразие жизни запечатлено умело, профессионально, смело. Не пропустите, это стоит того.

 

Выставка открыта по 30 ноября.

Работы Леонида Николаева с фотовыставки «Меа Шеарим» 

Exit mobile version