История, Новости

Ирина Такала: «Самая большая трагедия американских финнов — о них забыли»

В Национальном музее Карелии прошла презентация книги Алексея Голубева и Ирины Такала «В поисках социалистического Эльдорадо: североамериканские финны в Советской Карелии 1930-х годов».

Фото: Леонид Николаев
Фото: Леонид Николаев

Задолго до начала презентации зал Благородного собрания уже был заполнен, а люди все приходили. Многие из них — потомки тех самых североамериканских финнов, которые в первой половине 1930-х прибыли в Карелию из-за океана, движимые желанием помогать строить светлое будущее. По словам директора музея Михаила Гольденберга, это трагическая страница в истории нашей республики. Книга — первая монография о североамериканских финнах на русском языке.

Фото: Леонид Николаев
Фото: Леонид Николаев
Ирина Такала и Михаил Гольденберг. Фото: Леонид Николаев
Ирина Такала и Михаил Гольденберг. Фото: Леонид Николаев

В Карелию в начале 30-х приехали шесть с половиной тысяч финнов из США и Канады, треть — женщины и дети, рассказала на презентации один из авторов книги, доцент ПетрГУ Ирина Такала. Примерно тысяча иммигрантов почти сразу уехали обратно. Оставшиеся внесли большой вклад в становление экономики Карелии, в особенности лесопромышленного комплекса — ведь они предусмотрительно везли с собой новую технику, были знакомы с современными технологиями. Огромно значение  североамериканских финнов в развитии культуры, образования, спорта республики.

Однако в годы Большого террора почти каждый четвертый мужчина из прибывших финнов был репрессирован. Из них 61% обвинены в шпионаже, 90% расстреляны. Прах многих покоится в Красном Бору под Петрозаводском и в урочище Сандармох под Медвежьегорском. Самое страшное, что данные не полные. 44% репрессированных финнов реабилитированы после 1988 года, и это свидетельство того, что их никто не искал.

— Мы не знаем истинных масштабов репрессий, — говорит Ирина Такала. — Самая большая трагедия американских финнов — о них забыли.

С сожалением констатирует Ирина Такала, что сегодня Россия — страна с незрелой и расколотой исторической памятью. Это показывают опросы о Сталине, привычка делить на своих и чужих, манипуляции на страхах прошлого. Всё это свидетельство того, что войны памяти внутри страны продолжаются. Более того — историки, которые работают с этой трудной темой, начинают рассматриваться как иностранные агенты!

— Всё это влияет на наше настоящее, не говоря о будущем. Развитие должно базироваться на каком-то консенсусе. Должно быть не забвение прошлых преступлений, а их исследование, вынесение оценок. Это не сделано до сих пор, отсюда раскол в обществе, — заключила Ирина Такала.

Представитель Национального архива Карелии Елена Усачева сообщила собравшимся, что  идет работа над электронным проектом «Североамериканские финны в Советской Карелии. 1920-30-е годы». Презентация его состоится в апреле.

Елена Усачева. Фото: Леонид Николаев
Елена Усачева. Фото: Леонид Николаев

Выступившие на презентации говорили о необходимости перевести прозу и стихи американских финнов, книги о них, изданные в Финляндии, записать воспоминания потомков и благодарили Ирину Такала за гражданский поступок.

Михкель Алатало рассказал о трагедии своей семьи, с болью говорил о том, что происходит в Сандармохе. Фото: Леонид Николаев
Михкель Алатало рассказал о трагедии своей семьи, с болью говорил о том, что происходит сейчас в Сандармохе. Фото: Леонид Николаев
Фото: Леонид Николаев
Фото: Леонид Николаев
Профессор, доктор исторических наук Лев Суни. Фото: Леонид Николаев
Профессор, доктор исторических наук Лев Суни. Фото: Леонид Николаев