Интернет-журнал «Лицей»

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. В нефтяной столице Сибири

До середины 60-х годов Сургут был сонным уездным городом, находящимся в анабиозе. Пока не нашли нефть.

 

Идея посетить нефтяную Сибирь у меня возникла после тягостного карантинного заточения. Понимание, что границы будут закрыты достаточно долго, пришло еще в апреле, но горечи по этому поводу не было. Россия —  огромная, разноплановая и более чем интересная страна. Путешествовать по ней сейчас очень даже комфортно: можно в интернете найти отели, гидов, автомобиль и все, что пожелаешь.

Сделав небольшую пересадку в Москве, я прилетела в Сургут, столицу Ханты-Мансийского автономного округа. Возможно, для туристических целей не самый подходящий вариант, но ведь надо сначала посмотреть, а потом делать вывод. Аэропорт Сургута внешне цветочно-архитектурный.

Сургут начинался с острога, построенного на этом месте, на высоком берегу Оби, кишащей рыбой. В 1594 году после небольшой схватки с местным князем по имени Бардак царские воеводы основали крепость и поселение вокруг него.

На центральной площади это событие увековечено монументальным памятником. На пьедестале изображены четверо: князь, воевода, казак-плотник и священнослужитель. Ключевая фигура — князь Борятинский, который в свое время был в гуще многих политических событий. Состав первых жителей был очень пестр: казаки, боярские дети, литва и черкесы.

Основной промысел сургутчан в то время — добыча пушнины. В окрестных лесах водились черные лисы, которые на международных торговых площадках ценились на вес золота. Поэтому на коренное население князь Борятинский наложил ясак в виде меха. А чтобы казна наполнялась, в штатное расписание руководящего офиса был принят палач — его привезли с собой.

В центре города можно увидеть памятник черному лису, мех которого в то время стоил 75 рублей. В конце XVI века на эти деньги можно было купить большой участок земли. Для сравнения: шкурка соболя стоила 7 рублей.

На мехе выстроили свои состояния многие сургутские купцы. Черную лису довольно активно вылавливали, пока не извели полностью. Когда в XVIII веке вологодские охотники за пушниной отправились на восток, то нашли они черную лису только на Аляске.

В центре Сургута создан музей деревянного зодчества из старинных сибирских построек, привезенных из разных мест. Но все музеи, выставки, центры, кафе и прочее были закрыты на карантин. Сибирь на замке.

Мне удалось зайти во входную зону музея. Удивительно, но на столбе, указателе расстояний до некоторых городов, был и Петрозаводск.

Единственный сохранившийся памятник архитектуры рубежа XIX-XX веков — дом торгующего мещанина Галактиона Клепикова. Дом сохранился, видимо, потому, что в нем располагались различные учреждения,  какое-то время была школа, жилой дом на несколько семей.

Строили в Сибири добротно и красиво, средства у домовладельцев были. Галактион Клепиков был также меценатом: ежегодно каждому студенту выделял по 30 рублей, сумма по тем временам немалая.

До середины 60-х годов Сургут был сонным уездным городом, находящимся в анабиозе. Пока не нашли нефть. Главный работодатель нынешних сургутчан — Сургутнефтегаз.

 

50 лет назад в Сургуте не было асфальтированных дорог, между населенными пунктами передвигались по реке Обь или на вездеходах.

Нынче Сургут нефтяная столица Сибири и выглядит не хуже многих городов мира. Из Сургута люди не уезжают, город все время растет. Сейчас здесь проживает 360 тысяч жителей.

Посмотрела я рейтинг городов России по качеству жизни за 2019 год. Оказалось, Сургут на 15 месте. Мой замечательный город Петрозаводск на 65 месте. Есть о чем подумать.

Архитектурный «тетрис» Сургута.

Прекрасное здание Сургутского университета имеет тяжелую судьбу. Дело в том, что еще в начале 90-х на пустыре в центре города решили возвести Дворец молодежи. С распадом СССР стройка замерла, и скелет недостроя стоял более десяти лет, вызывая жалость горожан. Но глава города принял решение в начале 2000-х взять полупомещение в муниципальную собственность и строить университет. Получилась конфетка!

Несомненный шедевр архитектуры — здание языковой школы, построенное в готической манере. Немного портит вид крыша соседнего дома, торчащая из-за шпилей.

Дом прозван в народе «Биг-Беном». При строительстве использовалась новая технология: наружные стены были сделаны из бессера — материала, который внешне схож с природным камнем, оригинальным строительным материалом готического периода.

На башне красуются часы, сделанные в Великобритании и покрытые настоящим сусальным золотом. Они в три раза меньше оригинальных биг-беновских, зато выглядят точь-в-точь.

Сургут находится на широте Петербурга. И весь в цветах и цветочных инсталляциях.

Интересная композиция — банка сгущенки высотой 2,5 метра. Идея памятника появилась совершенно случайно. Городская администрация устраивала конкурс на создание афишных тумб. Их планировалось разместить на улицах города для расклеивания объявлений. И один из участников решил создать афишную тумбу в таком необычном виде. Когда она была готова, чиновникам местной администрации стало жалко использовать ее по назначению. Поэтому они решили выставить банку как арт-объект.

У краеведческого музея можно порадоваться «Улыбке»- так называется скульптура в виде рыбы с руками. На спине у рыбки сидит русалка. Автор этой милой улыбки — украинский карикатурист, установивший свою работу в 2006 году.

Дороги в Сургуте, да и во всем округе, великолепные. Настолько ровные и прямые, что отсутствие поворотов и колдобин клонило в сон. Я не преминула взять машину на прокат и немного проехать на север и на запад.

Еду на север ХМАО. На дорогах только такие указатели. Непосвященному человеку такую аббревиатуру сходу и не понять.

Дорога проложена по большим Васюганским болотам в междуречье Оби и Иртыша. Образовались они около десяти тысяч лет назад, с тех времен их территория постоянно возрастает. Простираются примерно на 570 км с запада на восток и больше чем на 300 км с севера на юг.

Особенно быстро заболачивание местности происходит в последнее время: только за последние пятьсот лет территория, занимаемая болотами, увеличилась примерно на 75%.

Населенных пунктов по дороге почти нет. Первая деревня через 120 км. Названа по имени ханта, который первым установил здесь свой чум. Заезжаю в нее.
Продолжение следует

Фото Лидии Винокуровой

Exit mobile version