В родном городе Александра Куприна, Наровчате, существует пересыльная тюрьма. Она сохранена с XIX века как музейный объект «Тюремный замок».
.
Я решила посетить Наровчатскую пересыльную тюрьму, построенную в 1819 году по типовому проекту. Тюремная церковь была построена почти через сто лет. Пересыльные тюрьмы стояли по всей России-матушке, здесь останавливали на пересортировку каторжников, бредуших в далекие сибирские дали. К местам заключения, в Сибирь, приходилось им добираться пешком, в лучшем случае на водном транспорте. Так что заключенные могли до места дислокации идти год и более.
Тюрьма существовала до 1961 года, потом в этих стенах какое-то время работал отдел милиции села. Я не представляю, как можно было ходить сюда на работу!
Впечатление от экскурсии осталось жутчайшее. Она была интересная, но уж очень тяжело было смотреть и слушать. Здесь всё сохранилось в историческом виде. Например, деревянная наблюдательная башня.
Заходим в тюремный длинный узкий коридор. Красивый пол уже в советское время выложен из плитки Покровского собора. В каждой камере была своя печь, которая стеной выходила в коридор. Чтобы часовому было не жарко дежурить в этом узком помещении, запрещалось топить все печи одновременно. Таким образом, в камерах было тепло далеко не каждый день, возможно, раз в пять дней…
Надзиратель принимает новую партию каторжников. Причем, конвой должен был сдать ровно столько людей, сколько принял. Если в пути кто-то умер, то его погружали на телегу и везли до очередной пересыльной точки. Ну а если кто сбегал, то конвоиры обычно ловили первого встречного и заковывали его в арестантскую цепь. Проблема решалась быстро, по отработанному алгоритму. Местные жители знали это, поэтому, когда шел этап, слышали его по звуку колодок и цепей и старались схорониться где-нибудь в надежном месте.
В XVIII веке вес кандалов мог достигать пяти килограммов, не было определенного стандарта.
Самая приличная камера — лазарет. Но не надо думать, что узников лечили, нет: их изолировали от основной массы, чтобы не заразить всех. А уж там как бог даст. Единственное, что не аутентично в этой тюрьме, — деревянный пол. В реалии он был земляной…
Карцер. Без комментариев.
Самой холодной была угловая камера, поэтому здесь установили общие нары, на которых каторжники старались прижаться друг к другу, чтобы согреться.
Прямо перед окнами камер производились расстрелы. Из этих стен достали не одну сотню гильз. Гид рассказала, что расстрельная команда получала только 1 боевой патрон, остальные были холостыми. Считалось, что так стреляющего человека не мучила совесть — никто не знал, чья пуля оказалась смертельной.
Стена производит жуткое впечатление, кажется, что она вся обагрена кровью.
Тюремный комплекс настолько реалистичен, что здесь постоянно снимают фильмы. Так и сейчас, в наше посещение, съемочная группа выбирала лучшие локации.
Да, музеи бывают разные, но этим они и интересны.
Фото Лидии Винокуровой