Интернет-журнал «Лицей»

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. Красноярск и его легенды

Здесь нужно непременно увидеть Столбы — скалы выветривания, расположенные в черте города.

Петрозаводская путешественница продолжает рассказ о Красноярске — крупном сибирском городе, способном удивить и впечатлить.

 

Деревянный дом был построен в начале XX века куратору красноярского Римско-Католического Костела Льву Львовичу Святополк-Мирскому (отцу Евгению), жившему до этого в здании костела, находящегося рядом. Надо сказать, что он был неординарным человеком, учился в Петербурге в кадетском корпусе, по окончании круто сменил вектор жизни  и  поступил в семинарию. Уже после ее окончания прибыл в Красноярск. В 1918 году был обвинен в помощи польской армии в Могилеве и зверски убит.

Сейчас в этом здании, памятнике архитектуры в стиле модерн, располагается музыкальная школа.

 

Красноярск разделил судьбу многих российских городов, которые имеют прекрасную набережную, но по этой же причине у них нет пешеходной улицы в историческом центре. Поэтому пешеходная зона только формируется: реконструируют старые деревянные дома, выкладывают тротуар плиткой и заменяют колодцы.

Во многих городах колодцы отражают историю и вехи развития города. На красноярском колодце изображен герб города, где мы видим льва с лопатой в правой лапе и серпом в левой. Серп и лопата отражают главное занятие жителей — земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь золота.

Еще один объект с десятирублевой купюры: часовня Параскевы Пятницы, что на Караульной горе, возвышающейся над городом. С этой горы хорошо осматривались окрестности, потому здесь располагался караульный гарнизон.

Предание гласит, что девушка-казачка собирала ягоды на склоне Караульной горы и, увидев приближающиеся к городу кочевые племена, подняла шум, за что и погибла мученической смертью. Девушку эту звали Параскева.

Итак, на Караульной горе казаки установили деревянную сторожевую вышку, на которой несли караул и предупреждали о приближении врагов: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. Сегодня с этой горы был бы виден весь город, если бы не постоянный красноярский смог. Такая дымка окутывала город каждодневно, пока мы там были.

Гид говорил, что зимой несколько раз в сезон в городе объявляют красную опасность загазованности. Даже дети а школу не идут в эти дни. А виной, во-первых, транспорт, во-вторых, зимой обширный частный сектор топит печи углем. Ну и промышленность добавляет свои пять копеек. В экологическом российском рейтинге за 2019 год Красноярск стоит на 168 месте из 200.

 

Через Красноярск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Именно ее строительство сделало город крупнейшим в этом регионе. Очень симпатичный вокзал с большой привокзальной площадью с фонтаном и стелой, на которой мы видим геральдический знак города — льва с лопатой и серпом.

В годы Великой Отечественной войны по Транссибу шли эшелоны с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. В центре Красноярска есть даже памятник блокадникам, прибывшим сюда в эвакуацию. У нашего гида родители тоже были привезены детьми из северной столицы, назад им не удалось вернуться.

Железнодорожный мост через Енисей, построенный в конце XX века вместо первого, простоявшего без малого сто лет. Причем, первый мост имел целый ряд регалий, в том числе золотую медаль на выставке в Париже в 1900 году. Мост упоминается и в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США, — в разделе «Россия», наряду с Кремлём и Петродворцом.

Уж оставили бы для исторической памяти. Так ведь нет! Разобрали в 2002 году, когда рядом был построен новый действующий мост. На мой взгляд, это кощунство!

Вечером красноярцы и гости города подтягиваются к Енисею. Здесь можно посидеть в прохладе реки.

Интересно, что если взять карту России и сложить ее пополам, то перегиб будет ровно по Енисею. Часто на набережной устраивают разные выставки и инсталляции. В наше посещение можно было увидеть макеты стрит-арта.

При посещении Красноярска, конечно же, нужно увидеть Столбы — скалы выветривания, расположенные в черте города. Есть две опционные точки осмотра. Ближайшая — скалы Такмак. Туда можно подняться на канатке и посмотреть на них со стороны. Но канатная дорога не работала…

 

 Если смотреть слева направо, то скалы называются: Позвонок, Могол, Большой беркут, Такмак.
Скалы сложены из камня-сиенита. Сиенит – порода извержения, состоит из полевого шпата розовой окраски, слюды (блесков) и роговой обманки (вкрапления чёрного цвета). В сиените нет кварца, чем он и отличается от гранита. О сиените иногда говорят, что это бескварцевый гранит. Но чтобы увидеть настоящие Столбы, конечно, недостаточно подъехать на машине, подняться по 30-ти ступенькам и лицезреть издалека на очертания, похожие на беркута или позвонок. Нет! На настоящие Столбы надо идти, превозмогая себя.
Итак, мы пошли покорять Столбы. Здесь есть понятие: «столбист»- энтузиаст, ходящий на эти скалы постоянно. Столбисты еще и лазают по камням, которые почти вертикальны по отношению к земле. Дорога проложена круто вверх. Идти нам надо 7,5 км по гравийной дорожке или по мосткам со ступенями. А уже в конце будет лесная тропа с камнями и корнями деревьев.
Первые 2 километра показались легкой прогулкой, так как мы шли по экотропе — специально проложенным деревянным мосткам. Тем более, что преодолеть путь помогали зверушки: они доверчиво тянули свои мордочки к проходящим людям, явно не испытывая боязни.
Бурундучки практически ручные. Они подходили и кормились с рук.
Отличная погода, фитонцидный сосновый воздух — что может быть полезней! Даже невзирая на крутизну подъема. Пришли на первую стоянку. Справа от меня скала Слоник.
Первый столб. Некоторые мегалиты уж очень ровненько уложены. Неужели природа?…Или кто помог?
Корни деревьев как змеи ползут по камням в поисках хоть какой-то почвы. Мне эта картина напомнила храм в Камбодже Та-Пром, где корни деревьев за несколько веков оплели каменные постройки. Вот она — жажда жизни.
Первый столб высотой 568 метров над уровнем Енисея. Эта огромная сиенитовая пирамида с многочисленными разветвленными ходами, щелями, углублениями и нишами — рай для столбистов.
Скала называется Дед. Если включить воображение, можно увидеть профиль и бороду старичка.
От Деда мы пошли ко Льву. Справа вроде как можно увидеть мордочку льва и две большие лапы.

Фото Лидии Винокуровой

Продолжение следует

Exit mobile version