Интернет-журнал «Лицей»

«Мёртвые души» — живее всех живых!

Евгений Цыганов в роли Чичикова в сериале "Мертвые души". 2020 год. Фото: www.vokrug.tv
Евгений Цыганов в роли Чичикова в сериале «Мертвые души». 2020 год. Фото: www.vokrug.tv

О новой интерпретации «Мертвых душ» в сериале режиссера Григория Константинопольского

Сюжет романа Гоголя перенесен в наше время. Четырехсерийный мини-сериал вышел в декабре. 

В провинциальный город Бугорск — по приметам году этак в 2018-2019-м — приезжает московский чиновник из министерства культуры Павел Иванович Чичиков (Евгений Цыганов – как всегда, загадочно меланхоличный) и рассказывает про проект инновации московских кладбищ, в ходе которого можно теперь загодя забронировать «номер» в хорошем престижном месте, да еще за небольшую плату в несколько десятков миллиончиков выбрать, с кем рядом упокоиться.

У чиновников города Б. разыгрываются аппетиты и посмертные амбиции: кто хочет примоститься к Газманову, кто к Чубайсу, кто даже (на случай непредвиденных перемен) к Навальному. А губернатор (прекрасная роль, к сожалению, уже ушедшего Сергея Колтакова) хочет лежать по правую руку от того, чье имя нельзя называть. При этом они готовы платить любые суммы, но предлагают раскидать их на своих подчиненных, которые тоже мечтают присоединиться к «самому Петросяну».

Далее, как и в первоисточнике, Павел Иванович объезжает загородные особняки чиновников – наркоманскую и эротоманскую парочку Маниловых (Дмитрий Дюжев) с их детьми Кришну и Вишну, постаревшую «блондинку» Коробочку (Елена Коренева), которая после смерти мужа замещает его на месте мэра, так как фамилия и инициалы у них одинаковые, невыразительно хищного Собакевича (Александр Робак), лихого и вечно пьяного чапая-казака, исторического реконструктора, областного министра физкультуры и спорта Ноздрева и прозябающего в сельской библиотеке Плюшкина.

О Ноздреве (Тимофей Трибунцев), который желает упокоиться между Захаром Прилепиным и Сталиным, надо особо сказать. По мне так это самые блестящие и смешные эпизоды сериала, может быть, потому, что в них больше всего оригинального гоголевского текста. Плюшкин же, напротив, вовсе не «прореха на человечестве», а помесь Акакия Акакиевича и русского интеллигента, всю жизнь копившего бесплодные мечтания и нереализованные амбиции. Тут мелодраматический момент – смех сквозь слезы, «о моя юность, о моя свежесть» и все такое. Алексей Серебряков хорош  в роли Плюшкина.

Ну а дальше – по тексту: возвращение в город Б., разоблачения, бегство. Правда, в отличие от гоголевского Павла Ивановича, наш убегает с багажником денег, которые товарищи майор ФСБ Чичиков и лейтенант ФСБ Селифан приносят в неприметную квартиру (номер 50, надо полагать), где люди с невыразительными лицами занимаются неустанным превращением неправедно нажитых миллионов в бумажную труху. Потом наша пара чисторуких и горячесердечных отправляется на задание в другой провинциальный город. Вот такой неожиданный конец.

Есть в сериале и 11 глава – краткая история жизни и приключений Павлуши и даже вечно забываемая повесть о капитане Копейкине, где ответственным за мелодраматический эффект назначен Борис Гребенщиков с песней о Дубровском: «не плачь, моя Кострома, не спи, Саратов и Тверь». И даже русский народ есть: банда партизан капитана Копейкина (конечно, Иван Охлобыстин), исторически реконструирующие пьяные десантники и голые девицы, пляшущие и поющие в количествах, испугавших бы Гоголя до смерти.

Вот такая фабула. Это стоит посмотреть. Неровный фильм, но любопытный.

Exit mobile version