Интернет-журнал «Лицей»

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. В музее Радищева

Экскурсия по фамильной вотчине Радищевых, где прошли первые семь лет жизни писателя, не оставит никого равнодушным. Самое известное произведение сделало Александра Радищева знаменитым, но  принесло ему и его семье немало горя.

Пензенская область богата на усадьбы известных исторических личностей. Мы посещаем музей-усадьбу семьи Радищевых. Сейчас это село так и называется, а раньше носило название Верхнее Аблязово — по фамилии основателя. Эти земли получил еще от Петра I предок Радищева по линии бабушки за особые заслуги перед Отечеством.

Музей «Радищево» был основан в 1945 году по инициативе местных жителей. В России это единственный мемориал в честь «русского Вольтера» — так называли Александра Николаевича Радищева. Из аутентичных построек остался только храм и бывшая земская школа. Барский дом был восстановлен по рисункам и картинам из архива. Единственное, что не удалось сделать, — крытую галерею к семейной церкви Радищевых-Аблязовых.

Слушая рассказ экскурсовода, проникаешься глубочайшим уважением к этому русскому человеку с большой буквы. А ведь мы этого из школьной программы уже и не помним.

Радищев был начальником таможни в Петербурге. Сама Екатерина II поставила его на этот пост, доверяя ему всецело. Хоть по тем временам, хоть ныне таможня была золотым дном. Но писатель всегда говорил, что обманывать и воровать не станет никогда, даже умирая от голода. Однажды он подобрал в углу таможни пакет, в котором было полтора миллиона рублей. Эти деньги не были нигде учтены, он мог спокойно присвоить их и обеспечить себя и семью на всю оставшуюся жизнь. Но Радищев сообщил о находке и сдал ее, чем еще больше утвердил себя как самый честный и неподкупный чиновник на Руси.

Первые семь лет жизни Александр Радищев прожил в родовой усадьбе. Радищевы были весьма обеспеченными людьми, им принадлежали большие земельные угодья и несколько деревень. В музее сохранились некоторые мемориальные вещи из барского дома. Над диваном висят портреты предков писателя-революционера. Интересна крайняя левая персона.

Афанасий Прокопьевич Радищев, участник Полтавской баталии, полковник, выходит в отставку и направляется в свое небольшое поместье. По пути он решил заехать к соседу, так как знал, что у него есть дочь на выданье с хорошим приданым. Приехав, в барском доме увидел барышню: станом пригожа, ликом лепа, очами лучиста, нравом скромна — бывший вояка с ходу решает, что это и есть барская дочь. Учитывая, что необходимость в создании семьи в его 50-летнем возрасте стоит очень остро, не откладывая в долгий ящик, Афанасий обращается к помещику Григорию Афанасьевичу Аблязову с просьбой выдать его дочь Настасью за него. Тот соглашается, назначается день свадьбы. А тут водевиль и начинается. Выясняется, что увиденная нимфа — крепостная девка, а дочь весьма несимпатична: хромает из-за дефекта ноги, да и личиком не совсем чтобы мила. Но слово офицера и врожденная порядочность не дают полковнику дать задний ход. Свадьба состоялась. Это был дед Александра. Непоколебимая честность — семейная ментальность.

У пары Афанасия и Настасьи родились двое детей. Это портрет первенца —  сына Николая, который и стал отцом будущего мятежного писателя. Николай был хорошо образован: знал латынь, немецкий, французский, польский языки, много читал и к концу жизни собрал обширную библиотеку. Мать будущего писателя — Фекла Аргамакова — происходила из старинного дворянского рода, принадлежавшего к передовой русской интеллигенции. Ее близкий родственник Алексей Аргамаков был первым директором Московского университета, который открылся в 1755 году.​​​​​​​

Александр Николаевич Радищев был первым ребенком у своих родителей. Получил хорошее образование, ему был нанят француз-гувернер — как потом оказалось, он был беглым наполеоновским солдатом. Женат Радищев был два раза.​​​​​​​

​​​​​​​Первая жена Радищева — Анна Рубановская. У них была любовь, но на сватовство отец Анны не соглашался долго. Не с первого раза удалось создать этот союз. Прожили они восемь лет, она скончалась в родах, производя на свет четвертого ребенка. После ее смерти заботу о детях взяла на себя ее родная сестра Елизавета.

Свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Николаевич писал восемь лет. Автор честно показал случаи «немыслимого зверства» по отношению к крестьянам, все беды их тяжкой жизни, нищету, бесправие народа, осудил во весь голос произвол чиновников и других власть имущих. Так писатель открыл глаза русским гражданам, посеял в их сердцах западное вольнодумие. В этом и была суть его ужасного «преступления».

В 1789 году «Путешествие из Петербурга в Москву» было напечатано Радищевым в его личной типографии на дому. Он не стал указывать свое авторство, но все и так узнали, чьего пера книга. Печатать роман было технологически очень трудно – примитивный печатный станок не позволял делать это быстро. В итоге 650 книг автор печатал долгие четыре месяца.

Как только издание вышло в продажу, империя буквально взорвалась. Книга мгновенно дошла до Екатерины II. Та сразу догадалась, кто автор романа. Прочитанное оскорбило монаршую особу до глубины души, она увидела в тексте раскол и разврат, обвинила автора в клевете и потребовала арестовать его. Она сочла это предательством со стороны писателя, так уважаемого ею доселе. Екатерина II даже назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева», ее личным врагом. Поэтому приговорила его к смертной казни, которую позже заменила ссылкой в Илимск.

Этот красавец генерал-майор — младший сын Александра Радищева Афанасий. Он был рожден в сибирской ссылке от второй жены. Ею стала родная сестра первой усопшей — Елизавета. Церковь не посчитала этот брак легитимным, сестра жены считалась родственницей.

Афанасий, сын писателя, после отставки с военной службы был назначен губернатором Подольским, Витебским и Ковельским. Император Николай I как-то решил проверить, сколько российских  губернаторов не берут взятки. В итоге оказалось, что взятки не берут всего два губернатора: Фундуклей (из-за богатства) и А.А. Радищев (из-за убеждений). Гены брали свое.

​​​​​​​В 1736 году еще Григорием Аблязовым в имении была построена Спасо-Преображенская церковь. Построена «кораблем» с трехъярусной колокольней. В храме сохранились уникальные фрески XVIII века, которые в советское время были густо заштукатурены — в церкви находилось зернохранилище. Фрески написаны неизвестными мастерами, с сюжетами Ветхого и Нового Завета, символично переплетающимися с судьбою и страданиями писателя.

Церковь была доступна для посещения всеми желающими, но господа во время службы находились на балконе, который весьма неплохо сохранился.

Пол в храме еще при отце писателя выложили чугунными плитами с красивым растительным узором и инициалами владельца. И сегодня, ступая по старинным плитам, ощущаешь аромат той эпохи.

В храме находится уникальная святыня семьи Радищевых. Сын Афанасий в 60-е годы XIX века заказал у неизвестного нам иконописца семейную икону. На ней должны были быть изображены покровители рода, в частности, Александр Невский, Николай Чудотворец, Фекла и другие. Была задумана многосюжетность, близкая духу семьи Радищевых. До советской власти эта реликвия находилась постоянно в храме, потом была утрачена, но в 90-е годы нашлась, благодаря энтузиастам, в частных руках. Теперь икона снова на своем законном месте.

​​​​​​​Еще одна уникальная церковь, построенная Григорием Аблязовым в начале XVIII века. Находится она в селе Нижнее Аблязово — тоже вотчине помещиков рода Радищевых. (Нынешнее Радищево ранее называлось Верхнее Аблязово.) Церковь Рождества Христова еще не до конца восстановлена после годов запустения. А что было в советское время здесь? Правильно, зернохранилище.

Рассказывал о храме батюшка Сергий, который здесь служит. Оказывается, иконостас уникальный. Он полностью резной: нежнейший декор непревзойденного уровня. Есть легенда, что создавал его художник-итальянец Морелли, которого выкупил Аблязов у стражников в пересыльной тюрьме. Бедного иностранца вели этапом в Сибирь из-за дерзости, совершенной им в отношении императорской особы — Екатерины II.  Якобы она ему велела  писать икону Девы Марии с себя, а тот заартачился, дескать, неподходящая модель для этой святой, за что мгновенно получил мега-порку и кандалы.

В советское время уникальный резной иконостас сохранился благодаря активности местных жителей. В 30-е годы они отправили ходоков к Калинину, чтобы тот подписал бумагу, запрещающую демонтаж церкви. Всесоюзный староста гнал их, а те опять приходили. Настойчивые ходоки все же получили бумагу. Согласно документу, летний придел церкви был замурован вместе с иконостасом, под зерно использовался только зимний придел храма.

Мне всегда по душе мемориальные музеи известных людей. Здесь проникаешься их бытом, узнаешь интересные истории из жизни, начинаешь понимать, как формировалась личность знаменитости. Радищево — еще одна точка на карте России, которую любопытно посмотреть.

Фото Лидии Винокуровой

Подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8
Exit mobile version