Интернет-журнал «Лицей»

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. В чуме у оленевода

Заключительная часть зимнего путешествия петрозаводской путешественницы по Ямалу.
 
Побывать в настоящем чуме, где люди живут всю жизнь, — весьма интересный опыт. 

Так выглядит кочевье. Чумик и Лобик постоянно пасутся вблизи жилья.

Вид на варгу — дорогу, по которой рассекают снегоходы.

Тундра, где пасутся олени. Собачка привязана к дереву:  обычно хозяин ее берет, когда надо дисциплинировать стадо.

А это туалет. Думаю, у многих уже возник вопрос на эту тему. Чум ставят таким образом, чтобы в отдалении от него было раскидистое дерево, которое служит маяком для желающих справить нужду.

Женская одежда оленеводки называется ягушка. Она еще и красивая: по замше выполнена вышивка с национальным орнаментом. Хозяйка стойбища Нина все делает своими руками: шьет, вяжет, вышивает.

Мы в гостях у семьи Атаманов — Нины и Павла. Но вот ведь как: Павел жену называет только по имени-отчеству: моя Нина Николаевна.

Нина в красивом платье, сшитом своими руками, хлопотала по хозяйству, стеснялась фотографироваться. В чуме есть телевизор с 20-ю программами, изображение отличного качества. Электричество вырабатывает генератор.

Печь-буржуйка в центре чума. Грелись, как у костра: лицо раскалилось, а спине прохладно. Атаманы говорят, что у них этот чум осенний. Новый будут уже на зиму ставить. Слева от печки бачки для вытапливания воды из снега. Обходить печь можно только справа, слева позволительно исключительно хозяину.

Хозяйская кровать: ногами к печи. Как печь прогорает,  сразу замерзаешь. Поэтому топят все время, дров не напасешься. Помогают дети: их шестеро. Они живут в поселке в 30 километарх отсюда, но постоянно на связи. Сотовая связь работает под куполом чума, надо залезть на табуреточку.

В чуме всё как дома: даже кошка Мурка есть. Она показывала чудеса эквилибристики, видимо, в той жизни Мурка была мадагаскарским лемуром.

Павел Есикович надел малицу (мужская верхняя одежда) и пойдет нас провожать.

Мы возвращаемся уже в темноте, 30 км за снегоходом в корыте под пронизывающим ветром… А как иначе проникнуть в жизнь оленевода?

Вернувшись в отель в Салехарде, я не могла согреться полночи, даже заболела после. Зато есть что вспомнить!

Фото Лидии Винокуровой

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал на Дзене: zen.yandex.ru

Exit mobile version