Интернет-журнал «Лицей»

Наши знаменитые мужья

Общение с книгой Георга Кёлера, написанной 211 лет назад, с лёгкостью подарит вам интернет

 

Я читаю книгу и ощущаю свою личную причастность ко всему бывшему и происходящему на свете.

 

     Георг Кёлер (Georg Ludwig Koeler)

По лугам, по долам растёт где-то трава келерия. А ещё используется в ландшафтном дизайне для создания зелёных горок и островков.

Келерия сизая. Фото flower.onego.ru

У меня к ней теперь родственное отношение. И узнав, что во многих областях она внесена в Красную книгу, а семена её продаются даже в интернете, первым движением души было – срочно закупить их и пригоршнями рассыпать во дворе и на газонах, чтобы не исчезла та, ради которой трудился «наш замечательный муж» Георг Людвиг Кёлер, и чьим именем она названа.

Знамениты и дед Кёлера, и его отец, и дядя, и сын Юлиус Фредерик Кёлер, мой троюродный трижды прадед, тот самый, что построил город для бразильского императора Педро.

Сам Георг Кёлер под влиянием своего знаменитого дяди, хирурга и офтальмолога Августа Готлиба Рихтера, поступил учиться на медицинский факультет. Он и был врачом, и диссертацию защитил на тему регенерации костной ткани.

Но кроме больных и болезней его интересовал мир растений, которых он изучил и описал великое множество. Систематизировав их, издал на латыни свой труд «Травы», до сих пор переиздающийся. А ещё описал неказистую эту травку, келерию, которая так мне теперь дорога.

Страница из книги Георга Кёлера

И умер, как и полагалось тогда врачу, на боевом посту. Сменил своего предшественника, погибшего во время эпидемии брюшного тифа, и сам не избежал этой печальной участи. Оставил сиротами девятерых детей, из которых младшему едва исполнилось три года, а мою двоюродную четырежды прабабушку Элизу, урождённую Амелунг, вдовой. Самому Георгу Кёлеру, профессору ботаники и медицины, врачу и фармацевту из Майнца было всего 42 года.

Интернет его помнит. Чтит, как одного из выдающихся ботаников своего времени. Не знаю, сохранилась ли его могила, но в любом месте мира, где растёт трава келерия, ему памятник.

Иосиф Игин

Одна из девочек Майер, сестра моей бабушки Муры Тамара, была актрисой театра драмы и комедии в Ленинграде. Перебираю её фото и открытки в разных ролях: красивая статная женщина с необыкновенными глазами. Умерла совсем молодой, оставив маленькую дочку Людмилу. А отец ребёнка ещё один «наш знаменитый муж».

Тамара Георгиевна Майер, моя двоюродная бабушка

Человек этот хорошо известен – знаменитый карикатурист Игин, его псевдоним создан из настоящего имени Иосифа Гинзбурга. От бабушки достались мне его книги – прекрасные дружеские шаржи и рассказы о замечательных людях, которых он знал лично. Среди них  Чуковский, Филиппов, Астангов, Плятт, Таиров, Жаров, Яблочкина, Кассиль, Олеша, Берггольц, Черкасов, Качалов, Андроников, Кукрыниксы… Близким  его другом был поэт Михаил Светлов. И это из воспоминаний Игина ставшая ходячей фраза: «Дружба понятие круглосуточное!». Именно ему сказал эти слова автор «Гренады», разбудив звонком глубокой ночью.

«Дорогой Муре — Помните всегда, что среди Ваших родственников есть какой-то И.Игин». Книга подарена моей бабушке

Читать рассказы Иосифа Игина большое наслаждение, они позволяют вдохнуть аромат ушедшей эпохи, когда великие были ещё не памятниками, а живыми людьми.

Кроме личности самого художника поразительным для меня в этой истории был такой эпизод.

Мой брат-журналист ко дню рождения великой Фаины Раневской написал тёплую интересную статью. В ней всего одна иллюстрация – портрет  актрисы, сделанный Иосифом Игиным. Используя этот шарж, брат и представить себе не мог, что он сделан мужем его двоюродной бабушки! Встретив в биографии своего рода этот рисунок дважды, удивляюсь, как часто соприкасаемся мы с тем, что нам родное, даже не догадываясь об этом. Как будто каждый раз судьба даёт нам возможность вернуться в прошлое, нащупать его связь с настоящим и соединить в целое. И если мы проходим мимо, она неутомимо и настойчиво организует нам новые и новые встречи.

Статья Дмитрия Свинцова, шарж Иосифа Игина

Людмилу, дочь Игина, после смерти матери вырастила её родная тётя Елена Георгиевна Майер. Уже став взрослой, Людмила Иосифовна жила в Москве с отцом и оставила о нём свои воспоминания. Игинская кровь, соединившись с Майеровской, живёт теперь в его внуке Микаиле и  маленькой правнучке.

 

 

Георг Трей (Georg Treu)

Ещё один персонаж из плеяды «наших замечательных мужей». Происходивший из семьи петербургских немцев, он изучал теологию в Дерпте. Однако судьбой предназначалось ему служить высокому искусству. Ещё в Петербурге был он «вспомогательным научным сотрудником» Эрмитажа, хранителем музея при Академии художеств, но предоставляемые в России возможности его не устраивали. С женой Элизой Амелунг, приходящейся мне четвероюродной прапрабабушкой, переехал в Германию. Именно там он прославится – как историк искусства и археолог, как  создатель и директор музея скульптуры Альбертинум в Дрездене.

И ещё удивительный факт, неожиданно связавший Георга Кёлера и Георга Трея: жена Трея приходится Кёлеру родной внучкой!

Георг Трей в молодости и его автограф .  С сайта de.wikipedia.org

В Германии Георг Трей сумел претворить в жизнь свой проект – собрать под одной крышей античные памятники и слепки для любования публики и для обучения новых поколений художников. Интересовался Трей и современной скульптурой, одним из первых начал коллекционировать работы Родена. Сам принимал участие в раскопках, сам, как всегда делают настоящие Директора, участвовал в обсуждении и планировании каждой мелочи, каждого зала и вида, вложил в детище часть себя, приобретя память в сердцах потомков, а, значит, бессмертие. Единственный путь, дающий смысл такой быстротечной человеческой жизни.

Много лет прошло с тех пор, во время Второй мировой войны музей сильно пострадал, чуть не погиб он во время недавних наводнений в Европе. И всё-таки  не исчез, как не исчезла добрая память о его создателе Георге Трее.

Но не только этим дорог он российскому жителю. В нашей стране тоже был незаурядный человек, мечтавший создать «свой маленький Альбертинум». Имя ему Иван Владимирович Цветаев, отец поэта Марины Цветаевой.

Многолетняя переписка и дружеские связи соединили этих «музейных» отцов. Георг Трей щедро делился своим опытом и советами, многие экспонаты, и ныне украшающие музей в Москве, создавались мастерам из Дрездена. Георг устраивал на лето в Германии дочерей Цветаева, оба они преждевременно потеряли своих жён и выражали друг другу сочувствие и скорбь. Для обоих утешением и смыслом жизни была работа, напряжённый труд для блага других. Переписку в 1913 году оборвала смерть профессора Цветаева. «Глубоко скорблю о старом друге, благородном, самоотверженном человеке. Музей Александра III останется памятником во славу ему»,  пришла из Германии телеграмма от Георга Трея.

Георг Трей, портрет работы Pohle, Leon (Maler). 1901 skd-online-collection.skd.museum/de

 

Несколько лет назад силами продолжающих до сих пор дружить музеев была издана двуязычная русско-немецкая 400-страничная книга, включившая в себя всю 32-летнюю переписку Трея и Цветаева. Я читаю её, рассматриваю обложку с названием «Мой маленький Альбертинум» и ощущаю свою личную причастность ко всему бывшему и происходящему на свете.

Совместный труд двух музеев

 

Александр Фёдорович Хряков

 

Вот здесь формулировка «наш муж» не совсем точна. И всё-таки и этот человек имеет отношение к моим предкам, а, значит, и ко мне.

Мой троюродный дед Александр Кирович Котиков был женат на Нине Фёдоровне Хряковой. Её брат известный архитектор, один из четырёх авторов высотного здания Московского государственного университета, за что в 1949 году был удостоен Сталинской  премии.

Среди его с соавторами осуществлённых проектов жилой дом общества бывших политкаторжан, зоопарк в Шувалово-Озерках, Дворец Советов в Москве,  Большой читальный зал Ленинской библиотеки, стадион в Лужниках и многое другое. Некоторые сделаны совместно с женой, Зоей Осиповной Брод, брат которой был известным геологом-нефтяником, профессором, лауреатом Государственной премии.

Можно себе представить, какие интересные шли разговоры при встрече родственных кланов!

Здание МГУ на Ленинских горах Сайт img.encyc.yandex.net

 

Игорь Алексеевич Батманов

 

У меня  всего одна его фотография, на ней он вместе с сыном, моим троюродным дядей Александром.

Когда-то, в 30-е годы прошлого века, Игорь Алексеевич жил в Ташкенте, был женат на Верочке Котиковой, двоюродной сестре моего деда Павла. Была у них дочь Оксана и сын Александр. Девочка умерла совсем маленькой, кажется, от какой-то нелепости, то ли прививки, то ли кори. А супруги развелись. Увы, обычная история.

А спросив интернет, обомлела! Нет, совсем необычная! Игорь Алексеевич Батманов был академиком Академии Наук Киргизской ССР, тюркологом  и дунгановедом, одним из основоположников университетов Средней Азии.

Игорь Алексеевич Батманов с сыном Александром

Родился в Луцке в 1906 году, значит, был моложе своей первой жены на три года. С 18 лет работал воспитателем в детском доме, учителем начальной школы, в 1930 году окончил востоковедческий факультет в Киеве, преподавал в Узбекском институте культурного строительства. Пишут, что научной деятельностью начал заниматься, уже живя в Киргизии, но ещё в 1934 году в Ташкенте вышла его книга «Вопросы классификации узбекских говоров», в том же году был напечатан труд «Категория времени сказуемого в турецких языках».

Переехав в Киргизию, он учил и учился, написал основные свои труды – их более 90, воспитал плеяду учеников, помнящих и чтящих его до сих пор, здесь он жил и здесь умер, неоправданно рано, всего лишь в 63 года.

Если бы у меня не было фото, присланного дальними родичами, я всё равно смогла бы представить его по этому описанию в интернете, сделанному одной из учениц: «…профессор, с маленькой, аккуратной рыжеватой бородкой, отдалённо напоминавший артиста Юрия Яковлева. Он преподавал нам введение в языкознание, а в Киргизию попал после разгрома лженаучной теории Яна Мара… барственный Батманов, со своей великолепной иронией, был «последний из могикан». Могикане – это были  появившиеся на периферии «научные светила, облечённые степенями и званиями. Это были яркие люди, огромного таланта — на их лекции набивались студенты с параллельных курсов и групп, преподаватели и аспиранты. Вершиной среди них считался славист, профессор Поливанов».

Ну вот, немного и приоткрылась причина переезда профессора Батманова в Киргизию. Он хорошо знал Поливанова, именно по предложению Игоря Алексеевича тот был приглашён на работу в киргизский институт культурного строительства наркомом просвещения Кыргызстана. Они вместе занимались вопросами языкового строительства – созданием письменности, порой были в чём-то не согласны друг с другом, имели разные точки зрения на некоторые вопросы языка. Поливанову, человеку уникальному, была уготована  худшая судьба – арестован в 1938 году и расстрелян как японский шпион.

Игорь Алексеевич написал множество работ: о древних тюркских диалектах, таласских памятниках письменности, о грамматике киргизского языка, его фонетике и северных диалектах, употреблении в нём падежей и методике преподавания в русскоязычных учебных заведениях. Занимался сравнительным языкознанием. И русско-кыргызский словарь создан при его участии.

Одна из множества его книг!

Из перекликающихся обрывочных строк, найденных в интернете в чьих-то совершенно разных воспоминаниях, формируется портрет этого неординарного человека.

«Часто приходил, беседовал с сотрудниками, оказывал им необходимую помощь», «предложил устроить защиту моей диссертации у них в институте и был оппонентом», «эту огромную работу (по разработке  грамматики кыргызского языка и созданию пособий) проделали такие выдающиеся ученые как Арабаев, Тыныстанов, Батманов, Поливанов, Карасаев, Юдахин», «многогранность его  исследовательской деятельности и широкий диапазон исследований», «будучи добросовестным ученым, Игорь Алексеевич вступал подчас в противоречие с самим собой, отбрасывая ошибочную догму».

Его называют пионером, «весь свой талант, знания, энергию посвятившим исследованию киргизского языкознания, созданию научной грамматики киргизского языка и фундаментальных лексикографических трудов, лекции которого по языковедческим курсам оставили глубокий след в памяти всех его слушателей».

Эжен Оливье (Eugene Olivier) 

Эжен Оливье учился на медицинском факультете Лозанны в конце XIX века. Однако тяжёлый туберкулёзный процесс едва не оборвал его жизнь. Вероятно, победе над ним доктор Оливье обязан и моей троюродной прабабушке, врачу Шарлотте фон Майер-Оливье, навсегда покинувшей Россию ради больного возлюбленного. Болезнь на время отступила, но вынудила его оставить хирургию и бороться с палочкой Коха не только, как со своим личным врагом. Супругам Оливье кантон Во в Швейцарии благодарен за укрощение чахотки благодаря объединению сил врачей и Союза женщин, принятию законов о защите детей и борьбе с туберкулёзом на федеральном уровне, созданию принципиально новой системы предупреждения этого заболевания и его осложнений.

Последние десятилетия жизни доктор Оливье занимался историей медицины, написал множество книг, проведя собственные исследования на эту тему. На закате своих дней он трудился над материалами о Шарлотте Карловне, которой был обязан многим. Спасённый женой, он пережил её на десять лет. В ответах на письма друзей, поздравивших его с 80-летием, строчки об окончании работы над  этой  книгой.

Общая подпись на двоих – Шарлотта и Эжен Оливье

 

Его слова справедливы: «Возможно, годы спустя кто-нибудь пробежится по этим страницам и заинтересуется ими, сравнивая описанную картину со своим временем. Он легко обнаружит много отличий, поскольку я твёрдо уверен, что наступит день, когда туберкулёз станет пустячным недугом. Но увидит и большое сходство, потому что человек почти не изменился».

С чем бы мы ни боролись сегодня, человек не меняется в главном – во все времена ему нужны поддержка, тепло и любовь. Это и смогли дать друг другу к всеобщей пользе мои бабушки, прабабушки и «наши знаменитые мужья».

В их достижениях нота моих предков, в моём родословии их имена, в общих детях продолжение нашей с вами истории, общей истории всего человечества, где так всё переплетено, что только диву даёшься, да удивляться никогда не устаёшь!

 

Exit mobile version