Интернет-журнал «Лицей»

Стильный французский …откат

Сцена из спектакля "Тюркаре". Фото www.teatrvfk.ru
Сцена из спектакля «Тюркаре». Фото www.teatrvfk.ru

Во Франции пьеса была под запретом, ее не брался ставить ни один театр, а на автора даже совершено покушение из-за жесткой сатиры в адрес дельцов, которые путем махинаций обрели свое огромное состояние.

Отпускной день в Питере мечтала сделать запоминающимся надолго. Но личные планы сорвались быстрее, чем длился путь до гостиницы. Промозглый февральский ветер (и как его только питерцы выдерживают?) и наплыв плохого настроения под привычным девизом «Ничего не хочу» не располагали ни к какому променаду, даже культурному. Однако горше непогоды казалась перспектива упустить день в самом прекрасном городе мира. В результате, купила билет в первый попавшийся в интернете театр – театр имени В.Ф. Комиссаржевской, на спектакль «Тюркаре».

Судя по афише, в репертуаре этого академического театра числятся пьесы У. Шекспира, А. Островского, А. Чехова, Б. Брехта, а вот кто такой французский драматург Ален-Рене Лесаж, автор пьесы «Тюркаре», не знала. Как потом выяснилось, в России эту авантюрную комедию впервые в 2013 году поставил на сцене театра имени Комиссаржевской лауреат Государственной премии России Игорь Коняев. А сама пьеса написана аж в 1709 году! Во Франции она была под запретом, ее не брался ставить ни один театр, а на автора даже совершено покушение из-за жесткой сатиры в адрес дельцов, которые путем махинаций обрели свое огромное состояние.

Театр начинается с вешалки, а театр В.Ф. Комиссаржевской еще и с прекрасного интерьера, выполненного в салатово-лавандовых тонах, и необычного вида из окон, выходящих на внутренний дворик Пассажа.

 

А как начался спектакль! Представьте, на сцене появляется красивая молодая женщина, лишь слегка укрытая в кровати легким золотым покрывалом. Баронесса, вдова в исполнении Евгении Игумновой – убедила с первых сцен в том, что перед нами настоящая француженка: красавица, кокетка, свободная, непредсказуемая, влюбленная, капризная и страстная. Весь спектакль построен вокруг нее, в ее будуаре.

А сюжет действа таков. Господин Тюркаре (Владимир Богданов), бывший слуга, ныне богач добился своего состояния и положения в обществе махинациями или, как сейчас модно говорить, «откатами». Вокруг него роится множество людей: баронесса, в которую Тюркаре влюблен, дружок баронессы-игрок, маркиз — светский щеголь (виртуозная игра Евгения Иванова), жена богача, ее сестра, слуги и служанки. Все хотят разорить поглупевшего во влюбленном угаре толстяка. В итоге всех перехитрил слуга, обобравший своего шефа до нитки и отправивший его в тюрьму.

В комедии о том, как плут плута «переплутовал», нет честных людей. И для каждого персонажа находится двойник из нашей современной жизни (я даже некоторым мысленно присвоила имена некоторых наших политиков и бизнесменов). Хорошо по этому поводу сказал Игорь Коняев: читаешь пьесу и думаешь — ну не может быть, чтобы люди так не менялись! Чтобы нравы были только такие! Это очень обидно. Хочется верить в светлое, прекрасное, а тебе говорят — оглянись, всё так и осталось.

И в этом грустная нота пьесы.

Но честно скажу: мне и, чувствую, многим зрителям, не особо было дело до сатиры на фоне блеска и красоты актеров, их легкой виртуозной игры, великолепных интерьеров, остроумных реплик. Увы, мы привыкли к печальным реалиям нашей жизни. Зато два с лишним часа мы находились в атмосфере шуток, танцев, актерского куража. Ах, как славно, с каким удовольствием исполняла роль чудаковатой супруги Тюркаре Елена Симонова!

Это Франция, это Париж, такими, какими они видятся в грезах. За окном влажный ветреный Питер, а в зале чудится запах круассанов с кофе. Наслаждение. Хорошая комедия — это как витамин для зрителя, особенно большого северного города. Ладошки горят от аплодисментов, щеки – от удовольствия. Жизнь удалась, и не будем думать о вечных грехах нашего общества — откатах, махинациях, плутовстве… Хотя бы этим вечером.

Фото  с сайта www.teatrvfk.ru и Зои Арнаутовой

Exit mobile version