Культура, Литература

Кое в чём мы были первыми

О проекте «Читка» в Национальной библиотеке Карелии, из которого вырос любительский театр

Библиотечный театр – это не наше изобретение. В Финляндии такие театры повсеместно, и даже как-то стыдно финской библиотеке не иметь свой театр. Этим летом я посетила Надвоицкую городскую библиотеку, так вот у них есть маленький театральный зальчик со сценой и занавесом.

Это была идея Галины Акбулатовой –  прочесть по ролям ее пьесу «Послушайте, как кричат муравьи!» в Национальной библиотеке. Я уже и не помню, в каком это случилось году, однако так появился проект «Читка», и вот уже много лет мы читаем по ролям пьесы местных авторов и даже ставим полнокровные спектакли, которые неизменно собирают полный зрительный зал.

Галина Галаничева (слева) и Яна Жемойтелите читают пьесу Галины Акбулатовой «Послушайте, как кричат муравьи!»
Галина Галаничева (слева) и Яна Жемойтелите читают пьесу Галины Акбулатовой «Послушайте, как кричат муравьи!»

Сперва в спектаклях играли исключительно сотрудники библиотеки, а потом артистами стали и некоторые зрители. Играют все желающие – это принцип любительского театра, и в такой театр «Читка» в конце концов переросла. Правда, ковид творческие планы спутал, но когда-нибудь и он пройдет.

Теперь уже можно рассказать целую историю проекта, какие пьесы разыгрывались и сколько представлений выдержали. Я перелистала фотоархив «Читки» и сразу обратила внимания на лица артистов – прекрасные, счастливые, лучащиеся внутренней радостью. Таких лиц не бывает в бытовых ситуациях, да и на официальных мероприятиях, где полагается вот именно «держать лицо».

А тем не менее некоторые лица уже стали историей. Вот в те же первые пробы «Читки»  мы разыграли мою пьесу «Хлебные братья», в которой Николай Абрамов сыграл Ивана-дурака. Роль поначалу сложно давалась, может быть, Коля просто не понимал, что от него требуется, и вдруг буквально на последней репетиции он разыгрался и попал в десятку. Коля ведь и в жизни был вовсе не таким простым парнем, как могло показаться на первый взгляд. Теперь я и в сказке не представляю себе иного Ивана-дурака. Коле очень понравилось действо, и он все просил: «Ну давайте еще раз где-нибудь это покажем. Хотя бы отрывок». Не показали. Совсем скоро Коли не стало. И если в сказке он одолел смерть, то в жизни так и не смог. Очень горько теперь смотреть на это фото.

 Николай Абрамов в роли Ивана-дурака в спектакле "Хлебные братья"
Николай Абрамов в роли Ивана-дурака в спектакле «Хлебные братья»

Потом была постановка «Опасного танго» по Набокову (по произведению «Король, дама, валет»), на этой пьесе мы обрели режиссера, а то ведь до тех пор барахтались в тексте сами, как могли. Аркадий Самойлов попросился в проект тоже сам: он в те времена как раз шоферил, а я однажды отправилась на репетицию на такси, прихватив с собой старинный саквояж, который играл в спектакле. И вот таксист обратил на него внимание: что за саквояж, в какой постановке играет. «А можно, я к вам на репетицию приду? Я ведь режиссер». Пришел и больше уже не уходил.

Аркадий Самойлов
Аркадий Самойлов
Артисты «Опасного танго» Юсси Яскеляйнен, Яна Жемойтелите и Сергей Пупышев
Артисты «Опасного танго» Юсси Яскеляйнен, Яна Жемойтелите и Сергей Пупышев

Побывал у нас режиссером и Евгений Карасик. С ним мы поставили комедию «Женские слезы», которую, помимо библиотеки, с большим успехом показали в Доме карельского языка в Ведлозере. Деревенская публика благодарная, искренняя, всякой шутке сразу смеется, еще и комментирует. Это в городе люди, бывает, сидят в зале и думают: «А это смешно? Тут можно вообще смеяться?» и смотрят на соседа, а в деревне все свои, стесняться некого. Легко и весело игралось в Ведлозере, мы бы туда еще раз с удовольствием съездили.

«Женские слезы». Александр Докучаев, Даниил Наконечный и Сергей Пупышев
«Женские слезы». Александр Докучаев, Даниил Наконечный и Сергей Пупышев

Нет, вот так смотришь на эти фотографии: кто только у нас ни играл! Некоторые артисты всего в одной постановке засветились, а все равно –  какое приключение в череде текущих мимо будней!

С Карасиком мы еще «Пинежского Пушкина» поставили по запискам Шергина. В этом спектакле впервые появился на сцене Игорь Соловьев, преподаватель консерватории и активный участник  нашего театра. «Пушкина» мы играли уже бессчетное количество раз, даже в Кондопоге показали в библиотеке.

«Пинежский Пушкин». Александр Докучаев, Яна Жемойтелите, Игорь Соловьев, Арсений Сибиряков, Светлана Харина
«Пинежский Пушкин». Александр Докучаев, Яна Жемойтелите, Игорь Соловьев, Арсений Сибиряков, Светлана Харина
«Историческое фото». Пинега, 1937 год
«Историческое фото». Пинега, 1937 год

Вообще, библиотечный театр и существует для того, чтобы разыгрывать представления на странных таких площадках вроде читального зала. Он близок театру уличному, лицедейству, то есть существует в условиях, в которых профессиональный театр существовать не может. Зато к нам с «улицы», случается, приходят артисты, которых выдержала бы и профессиональная сцена. Хотя Игорь Соловьев и есть профессионал, но в другой сфере. Он профессиональный музыкант, но в театре играет, с его слов, чтобы еще что-то новое понять для себя.

Игорь сыграл главную роль в спектакле по заветным сказкам В. Фирсова. По сути, он Васю Фирсова и сыграл – фигуру тоже неоднозначную, вроде бы, на первый взгляд, бича и пьяницу, а ведь Вася был глубоким, интересным человеком. Кончину, правда, принял бесславную, однако сказки его до сих пор живы.

Сцена из спектакля «Время собирать картошку»
Сцена из спектакля «Время собирать картошку»

Библиотечный театр привлекает в библиотеку в первую очередь молодого читателя. Я давно убедилась, что некоторые люди в библиотеку не пойдут ни за что – просто уже потому, что это библиотека, заведение (по слухам) чопорное, консервативное, да и вообще что там делать среди пыльных полок. Но вот если приятель играет в библиотечном спектакле, то как не прийти-то. И вот молодой человек появляется в библиотеке и понимает, что никто его тут не съест и что тут вполне неплохо можно провести время.

Потом, наш библиотечный театр с новой стороны открывает школьную классику. Вот, по Гоголю поставили спектакль, который, кстати, в Санкт-Петербурге показали на юбилее гоголевской библиотеки. И у нас, и в Питере зрители удивлялись: «А как вы такой спектакль играете?» –  в смысле, почему вас до сих пор не арестовали, когда со сцены прямым текстом звучать крамольные речи. Да в том-то и дело, что речи эти – цитаты из гоголевской «Выбранной переписки с друзьями», за которую Достоевского в свое время чуть не повесили. То есть не за саму переписку, а за письмо Белинского к Гоголю, в котором он Николая Васильевича гвоздил за самодержавные наклонности. А Достоевский не сообщил куда надо о том, что кто-то эту статью читал. Такая вот история.

Вряд ли современные молодые люди станут эту переписку с интересом читать, потому что – ну зачем ее читать, когда в кино про Гоголя посмотрели и все поняли. А тут вдруг гоголевские слова со сцены звучат смело и актуально, будто написанные вчера. И не наша вина, что за 200 лет в России ничего не изменилось. В этом спектакле звездную роль сыграл тогдашний студент консерватории Виктор Федоров. Он был и Николаем Васильевичем, и Значительным лицом. Блистал в обоих воплощениях.

Сцена из постановки по Гоголю «Liberté, égalité, fraternité»
Сцена из постановки по Гоголю «Liberté, égalité, fraternité»

Вообще-то библиотечный театр – это не наше изобретение. В Финляндии такие театры повсеместно, и даже как-то стыдно финской библиотеке не иметь свой театр. Этим летом я посетила Надвоицкую городскую библиотеку, так вот у них есть маленький театральный зальчик со сценой и занавесом, зальчик оснащен настоящими софитами и радиорубкой, есть огромная костюмерная, занимающая целую комнату. В свое время завод (ныне закрытый) помог Надвоицкой библиотеке оборудовать настоящее театральное пространство. Другого театра в Надвоицах попросту нет, поэтому библиотека теперь выполняет еще и функцию такой вот народной сцены.

А еще ко мне не однажды обращались из Коткозера: что нужно, чтобы организовать театр при библиотеке? Да по большому счету нужна группа энтузиастов, остальное приложится. В сельской местности, по-моему, разумнее регулярно устраивать театрализованные читки, а не спектакли. Слова учить не надо, можно смело читать с листа. Спектакль требует гораздо больше сил и времени, а сколько раз его можно показать в сельской местности? Максимум два раза. Первый раз для всех желающих, на повторный показ организованно приведут школьников – и все. Так что читка менее затратна, и ее можно в принципе реализовать в любой сельской библиотеке, было бы желание. Люди устали от сериалов, им нужен театр! Наверняка в каждом поселке найдутся желающие в нем играть. Особенно это касается школьников. Сейчас, к сожалению, много таких детей, которые никогда не были в настоящем театре. А ведь это какой праздник!

Проект «Читка» – это скорейший путь местных авторов к читателям. Очень редко произведение  местного автора ставится на профессиональной сцене (хотя и такие случаи известны). А в нашем проекте ставились пьесы и Бориса Гущина, и Галины Акбулатовой. Причем, пьеса Г. Акбулатовой «Ночь в Таллинне» выдержала три постановки с разными актерскими составами.

Читка пьесы Бориса Гущина. Борис Гущин и актриса Елена Сапегина
Читка пьесы Бориса Гущина. «Уходящая модель». Борис Гущин и актриса Елена Сапегина
Читка пьесы Галины Акбулатовой. Светлана Харина и Галина Бабурова
Читка пьесы Галины Акбулатовой «Ночь в Таллинне». Светлана Харина и Галина Бабурова

А года полтора назад, как раз перед самым локдауном, мы успели показать хореографическую композицию по «Калевале» «Рождение мира». В ней студенты консерватории Дарина Детчуева и Радис Гайниятов вживую исполнили йойги и руны, а артист Карельской филармонии Александр Милютин аккомпанировал нам на флейте. Вот какие люди играли в нашем театре! И очень жаль, что этот спектакль уже не восстановить. Да и вообще многое ушло, утекло. Как вода сквозь пальцы. Впрочем, так всегда случалось в театре.

Участники спектакля «Рождение мира»
Участники спектакля «Рождение мира»

Однако наш театр жив, несмотря на локдауны и запреты. Мы готовим очередную премьеру. На этот раз отправимся в космос. Кстати, идея туда слетать пришла нам в голову задолго до известной шумихи с актерскими полетами. Мы были первыми!