О спектакле «Летела жизнь…» Фонда имени Владимира Высоцкого
Высоцкий не отпускает. Но образ его ускользает. Не в том смысле, что мы его забываем, а потому что трудно, почти невозможно, воспроизвести его сильнейшую энергетику, которая до сих пор ощущается на физическом уровне теми, кто помнит встречи с Поэтом.
Творческому поколению, родившемуся после него, уже под сорок. Самый возраст, чтобы спросить себя: кто я? что я сделал в этой жизни? каким запомнят меня люди? Самое время сравнить себя с великим поэтом: ужаснуться и сжечь рукописи, разбить в гневе гитару, забыться в пьяном угаре. Или создать нечто необыкновенное. А может, вообразить историю о Поэте.
Очень хорошее название — «спектакль-фантазия» — дал Сеппо Кантерво своей постановке «Летела жизнь…», которую показали в минувшее воскресенье в Национальном театре Карелии. Ведь что такое фантазия? Это воображение, импровизация на свободную тему.
На сцене вместе с Поэтом (В.В.) живут три женщины: Баба Вера, Аля и Красавица. Авторы спектакля предлагают зрителю самостоятельно дать ответ на вопросы: это метафора или фантазия? кто эти героини? что олицетворяют?
Поэт — Вова, Володя (Филипп Азаров), уже известный, любимый народом. Его песни передают по радио, на спектакли с ним — аншлаги, ролями в кино не обижен, и любит его настоящая французская Красавица (Елена Мартыненко). Но Поэт страдает, мечется, рычит. Любимая гитара в сердцах названа балалайкой, популярность в народе вызывает горькую усмешку, не утешает даже любимая роль в театре, о которой мечтают все артисты, — Гамлет. Потому что стихи его не печатаются, а окружение удивляется – какой еще популярности ему надо? Вся страна поет его песни и верит в то, что он действительно «воевал», «покорял горы» и даже «сидел».
Нет, он не воевал, не мыл золото на приисках, он просто транслирует, передает как ток по проводам то, что и предназначено передавать Поэту. И ему есть что сказать людям, черт побери! Но из окон слышится только «Вдох глубокий, руки шире, не спешите — три-четыре!» или «Ой, Вань, смотри, какие клоуны!», а в газете напечатана разгромная рецензия на стихи, что идут от самого сердца — «Если друг оказался вдруг, и не друг, и не враг, а так…»
Баба Вера (Лариса Климова), в которой сразу узнается пушкинская Арина Родионовна, любит своего Володю и беззаветно верит в него. Мудрая, пережившая сталинские лагеря, она видит в нем гения и старается всячески убедить его в этом. Танец бабы Веры под его песню – одна из сильных сцен в спектакле.
Вера помогает Поэту жить, дает ему силы, выводит из пьяного забытья, ограждает от другой музы, что неоднократно называет себя родственницей Володи, а еще настойчиво повторяет: «Я русская женщина!» Эту бледную экзальтированную и навязчивую девицу зовут Аля (Полина Красавина). Она приносит в авоське водку, неожиданно появляется на сцене в театре, вместе с поэтом они лежат под капельницей. Я не сразу поняла, что Аля — это алкоголизм.
Горькую музу поэта в ярком исполнении Полины Красавиной ненавидит возлюбленная поэта, красавица-француженка (Елена Мартыненко). Гонит она ее, даже расстреливает из пистолета, но оказывается бессильной перед этой русской бедой. Красивая стильная француженка (удивительное сходство с Мариной Влади — прекрасная игра актрисы!) умоляет поэта уехать во Францию, где его ждет популярность певца, барда, но получает резкий отказ. Поэт должен быть со своим народом.
Спектакль тяжелый, надрывный, «гамлетовский». Поэт в исполнении Филиппа Азарова напоминает то Высоцкого, то Пушкина, то Есенина.У него есть Вера, есть Любовь, но нет Надежды быть признанным своим народом. Он ошибался, мы теперь это понимаем. Но он этого не узнает.
Таким мне показался спектакль.
Постановка не отпускает уже несколько дней.
Впервые увидела актеров сразу после спектакля и поразилась, какой это труд! Такое впечатление, что все силы остались на сцене, отданы зрителям, которые, кстати, не все (особенно те, что пришли на спектакль из чувства ностальгии по Высоцкому-барду), поняли и приняли такую версию Поэта. Некоторые даже уходили, но большинство зрителей очень тепло приняли спектакль.
Еще отмечу удачное оформление сцены, подбор костюмов и очень важную составляющую спектакля — его музыкальное сопровождение в исполнении группы Asketiks и Ирины Смирновой, музыкальная импровизация которой очень гармонично вписалась в спектакль и смягчила некоторую надрывность и пафос сцен.