В Музее изобразительных искусств РК открылась выставка русского искусства XVIII –XIX веков из музейного фонда.
Не знаю, как вам, а мне иногда интересно повстречаться со старыми добрыми знакомыми. В экспозиции «Путешествие во времени», где многие картины хорошо известны, мне нескучно, потому что всегда можно взглянуть на них под новым углом, рассмотреть в другом контексте, что иногда сказывается на впечатлении.
В каждый свой поход в музей пытаюсь узнать что-то новое о том или ином художнике. Например, для «Путешествия во времени» из постоянной экспозиции взяли известный и многими любимый женский портрет Гавриила Яковлева. На выставке представлен и мужской портрет — в то время было принято писать парные портреты. От женского глаз не отвести, так хороша незнакомка, так выписаны детали ее туалета.
– Вы видите, что взгляд у этой женщины властный? – спрашивает куратор выставки Сергей Сергеев, с которым стоим перед портретом. Вглядываюсь получше и, мне кажется, вижу не столько властность, сколько сдержанность и даже холодность во взгляде молодой женщины, чего раньше не замечала. Художник Гавриил Иванович Яковлев прожил всего 42 года. Был причастен к оформлению Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге и там же похоронен.
Мимо скульптурного портрета Суворова невозможно пройти мимо, так он хорош. Его автор – известнейший скульптор Василий Демут-Малиновский (1779 — 1846), крупнейший представитель русского ампира. Он был среди тех, кто украшал скульптурой Казанский собор, Горный институт, интерьер Павловского дворца в Санкт-Петербурге.
А вот гравюры известного мастера своего времени Алексея Зубова (1682 – 1751), автора портретов, панорам, городских видов, баталий. В экспозиции привлекла гравюра с изображением свадьбы Петра I. Интересная композиция! Алексей Зубов, как и его брат Иван, и их отец-иконописец работал в Оружейной палате, а умер в бедности.
Этот мужской портрет предположительно принадлежит художнику Василию Истомину, так считает искусствовед Сергей Сергеев. Он с любовью рассказывает о каждом из этих портретов, которые пристально изучал не один год.
Некоторые произведения, находящиеся в экспозиции, попали в музей случайным образом, как писанные сангиной чудесные работы художника Василия Шухаева (1887 – 1973). Это уже совсем другая эпоха, начало XX века. Художник принадлежал к мирискусникам. Жил за границей, в 1935 году вернулся в Россию. Многое пережил, в том числе 10 лет лагерей. А листы, представленные на выставке, были закуплены в Ленинграде в 70-е годы молодым сотрудником музея Сергеем Сергеевым.
Предлагаю зрителям обратить внимание на детали: интересно разглядывать, как художник изобразил брошь, кружево, кокошник или сарафан. Специально сделала для этого несколько увеличенных фрагментов.
Рассказывать о том, как выстроена экспозиция, не стоит. Можно и самим догадаться, ведь это путешествие во времени. Многие произведения снабжены развернутой информацией. Каждый найдет среди известных фамилий (Коровин, Серебрякова, Бенуа, Мещерский, Лансере, Клодт, Боголюбов, Левитан, Маковский и многие другие) что-то свое.
Я отмечу офорт Василия Матэ с изображением известного рисовальщика лесной глуши Ивана Шишкина – прекрасный портрет! Часто мы знаем полотна художников, но не представляем себе, как выглядит художник. Этот портрет в свое время изумил меня.
И еще отмечу скульптурный портрет Л.Н. Толстого Павла Трубецкого и акварель художника и архитектора Альберта Бенуа «Корфу». Между прочим звание академика Альберт Бенуа (1852 — 1936) получил за акварельные работы, был одним из основателей Кружка русских акварелистов, которое позже стало Обществом русских акварелистов.
На вернисаже было не так много людей. Некоторые завсегдатаи считают, что они всё уже видели. Есть такое… Может, стоило подгадать и привезти один шедевр из Третьяковки или Русского музея, чтобы привлечь людей? Но это стоит больших денег, а даже зарплата бюджетников осенью пока под вопросом.
Покидая выставку, думала о том, что тем, кто жил в 18-м, 19-м и 20-м веке повезло – их лица писали художники. И теперь мы можем заглянуть им в глаза и даже в душу. Или они нам. А кто будет смотреть в глаза нам? Как будут путешествовать во времени наши потомки? Современные художники почти не пишут портреты. Люди им перестали быть интересны…
Фото Ирины Ларионовой