Главное, Культура, Новости, Хроника

«Пишу только то, что вижу и люблю»

В Музее изобразительных искусств прошла презентация книги Серафимы Поляковой «Рассказы о картинах».

 

Скажу сразу: единственное, что мне не понравилось в этой книге, – ее название: какое-то общее, безликое – «Рассказы о картинах». К тому же, оно, на мой взгляд, очень  неточно выражает и суть этого издания. Это не иллюстрированный каталог фонда Музея изобразительных  искусств Карелии, не такой же иллюстрированный биографический словарь  карельских, и не только, художников.  Это не записи экскурсий, которые предлагают посетителям художественного музея. А такие отзывы мне приходилось слышать. Причем, говорили те, кто не читал эту книгу в рукописи,  не держал ее даже в руках, просто слышал о ней от кого-то.

Серафима Константиновна Полякова

 

Поздравление и цветы автору от директора музея Натальи Вавиловой

Открывая презентацию нового издания, директор Музея изобразительных искусств РК Наталья Вавилова назвала этот день праздником для всего коллектива  музея. Во-первых, это первое чисто музейное издание, которое он осуществил на свои средства (при поддержке Министерства культуры РК). Во-вторых, она результат научной работы музейного работника, что тоже случается у нас не часто. И в третьих, презентацию книги приурочили к дню рождения музея.

Книга создавалась не просто. Много лет назад Серафима Константиновна Полякова и ее  коллеги готовили и вели цикл передач на Карельском телевидении «История одной картины». Затем эта тема появилась в журнале Carelia. А несколько лет назад она принесла первые материалы в газету «Карелия». К сожалению, мы не всегда могли предоставить для публикации ее очерков цветные полосы, чтобы достойно представить работы художников, в черно-белом варианте они проигрывали. Но тексты искупали все. Прекрасный язык, яркий, выразительный, и это при удивительной лаконичности и сдержанности. Множество фактов, о которых мало кто знает и о которых вряд ли  еще где-то прочтешь. А главное, на что уже тогда я обратила внимание,  отношение автора к тем, о ком она пишет. Его можно назвать уважением с оттенками преклонения перед мастерами. И это тем более ценно, что писал искусствовед.

Серафима Константиновна работала в Музее изобразительных искусств с момента его создания, во многом благодаря ей в музее появилась отличная коллекция работ карельских художников  второй половины ХХ века. Она находила их не только на выставках, в художественных салонах, но и в мастерских художников, с первых шагов отслеживая процесс работы мастеров над тем или иным произведением.

По какому принципу она отбирала героев своей книги? Ну уж точно не по степени популярности и признания. Главную роль здесь играл, конечно, талант, который она умела угадывать. Правда, талантливых художников у нас немало, а почему тогда одни вошли в книгу, а другие нет? Это личный выбор автора. И она имеет на него право. Возможно, когда-нибудь появится еще одна книга такого уровня, там будут представлены и другие, не менее достойные. Но это еще раз подтверждает, что эта книга  не искусствоведческий анализ картины или творчества художника, она очень авторская, личная. Но то, что ее писал  искусствовед, чувствуется во всем. Причем, под одной обложкой собраны материалы как о российских, так и о карельских художниках.

 

В. Н. Попов. Портрет Екатерины Валентиновны Шевелевой-Петцель

 А.А. Трифонов. Взгляд из прошлого

 Г.А.Стронк. Портрет народного артиста КАССР Петра Николаевича Чаплыгина

 И.Э. Браз. Портрет жены

 Ф.Э. Ниеминен. Портрет Ярослава Игоревича Крестовского

 В.С. Чекмасов. Скульптор Лео Ланкинен

Очень интересен принцип подачи материалов. Так, первый раздел называется «Взгляните на портрет…». Автор выбирает одну из работ художника, впрочем,  не всегда самую известную, и рассказывает не только о человеке, изображенном на полотне, но и о духовных, эмоциональных связях  между художником и его моделью, побудивших мастера написать портрет именно этого человека. Создавая тем самым портрет самого художника. Может быть, не портрет, а этюд, набросок.

Известно, что Александр Сергеевич Пушкин уговаривал Карла Брюллова написать портрет Натальи Николаевны, он был уверен, что такой ценитель красоты не сможет не оценить его красавицу-жену. Но как пишут исследователи творчества Брюллова, художник всегда писал то, к чему лежит душа, кто ему симпатичен, без обязательств и принуждения. Классическая, но холодноватая красота Натальи Николаевны его, видимо, не тронула.

Очень личной делают книгу С.К. Поляковой и в большом количестве присутствующие  в ней мелочи, штрихи, бытовые зарисовки. Например, рассказ о знаменитом старом шкафе Алисы Ивановны Порет,  из-за которого художница доставала свои работы, показывая их заслужившим ее доверие гостям. Или воспоминания о поездке к ленинградскому художнику Алексею Еремину, коренному заонежанину, чтобы приобрести одну из его работ для музея.

От одной из ее любимых художниц Екатерины Пеховой она не раз слышала: «Пишу только то, что вижу и люблю». Этот же принцип исповедовала и сама Серафима Константиновна, создавая серию своих очерков, вошедших в книгу: она пишет о том, что видела и что любит. И это относится не только к первому разделу книги, но и к второму –  «Окунитесь в зеркало природы…».

Книга долго и трудно шла к читателю: якобы, нет в республике денег на ее издание. И тогда Музей изобразительных искусств и его директор Наталья Ивановна Вавилова взяли это дело в свои руки. И вот первое издание вышло в свет. Обычно предельно сдержанная и скромная Серафима Константиновна была в этот раз непривычно взволнована и буквально лучилась от счастья (знаю, что были периоды, когда уже теряла надежду увидеть свою работу напечатанной). И ее чувства передавались всем, кто пришел на презентацию. После завершения ее никто не расходился сразу: к автору потянулись с книгами для автографов.

 За автографом выстроилась очередь

Тираж книги мизерный – 500 экземпляров, но музей нашел возможность, передать ее в республиканские и городские библиотеки.

Фото автора