Интернет-журнал «Лицей»

Ода гуаши

Александр. Косенков. Береза Декарта
Александр. Косенков. Береза Декарта

В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась замечательная выставка  «Гуашь два О». Весной и летом этого года она экспонировалась в известном музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге.

Открытие выставки было приурочено ко дню рождения музея. Пробираясь сквозь толпу, наткнулась в вестибюле на  маститого живописца,  спешащего покинуть зал еще до начала вернисажа и  обронившего на ходу, что смотреть, дескать, там нечего. И мой интерес к выставке сразу возрос.

Не припомню такого прежде, чтобы все авторы представили произведения, выполненные только в технике гуаши. Получилась своего рода ода гуаши. Помнится, раньше ее всегда считали краской для детей, плакатной и вообще мало практичной, быстро осыпающейся. Кто из нас в детстве не рисовал гуашью в детском саду? Запах гуаши — это запах детства. Поэтому увидеть, что и как творят  с помощью гуаши серьезные художники –по крайней мере любопытно. А кто из великих пользовался такой техникой? Википедия подсказала, что многие мастера не брезговали гуашью:. Пикассо, Матисс, Ван Гог.

Интерес  и любопытство были удовлетворены в полной мере.  Более того, выставка вызвала столько положительных эмоций, что я посмотрела ее уже дважды и, думаю, заглянуть в зал еще и перед закрытием. Почему? Мне кажется, секрет успеха в том, что, с одной стороны, техника и  сам материал очень узнаваемы для зрителя, даже ребенка. И при первом рассмотрении думаешь, что рисовал ребенок. И что ты сам так можешь тоже. А потом, вглядываясь  в работы, понимаешь и видишь  в них значительно больше, чем мог бы показать ребенок. В произведениях художников чувствуется глубина осмысления выбранных сюжетов, умелое обобщение образа, серьезность и прочувствованность темы, ироничность, на которую не способен ребенок, юмор, каждый автор индивидуален в своем восприятии мира, в творчестве.  На детской же выставке часто ловишь себя на мысли, что все рисуют одинаково талантливо.

Оказывается, экспозиция выставки в Петрозаводске получилась несколько иной по своему составу и количеству участников. По словам куратора Владимира Назанского, в Эрарте она составляла половину петрозаводской полной версии и  экспозиционно очень удалась.

— Надеюсь, — обратился он к зрителям, — вы оцените ее структуру,  стилистику,  тематику. Стилистически разные авторы взаимодополняют друг друга и возникает прекрасное ощущение колористической полифонии.

Петрозаводский зритель почувствовал эту полифонию красок. В книге отзывов появилась такая запись: «Потрясающая выставка! Высочайшее эстетическое наслаждение, насыщение свободой, цветом. Удивительная гуашь! Давно такого чувства внутри не было, огромное удовлетворение и радость!».

Это и в самом деле радость  — созерцать утонченные произведения Юлии Сопиной (Санкт-Петербург), от которых в сердце поселяется нежность и печаль, та самая, что бывает светлой. Наслаждаться энергичными красками Инны Скляревской (Санкт-Петербург), ее розовыми и желтыми иноземными полями, а особенно Петербургом, таким узнаваемым и романтичным, таким несравненным, родным для всякого русского сердца. Оживать от серых будней перед жизнерадостными листами удивительного Александра Косенкова, математика по первому своему образованию, а по призванию души самобытного художника. И конечно, удивляться творческой бодрости и свежести взгляда обаятельного  Арона Зинштейна  и его свободной манере в обращении с гуашью. О нем пишут: «В его работах всегда ощущается движение, жизненность, ирония. Своим радостным настроением экспрессионизм Зинштейна отличается от немецкого или американского экспрессионизма».

«В изобразительном ряду выставки, — это слова Владимира Назанского, —  преобладает  пронизывающая искусство XX-XXI века экспрессионистическая линия. Здесь она представлена в романтической версии, характерной для Петербурга».

Все вместе художники – а это Тамара Грицюк (Новосибирск), Феликс Влосонков (Санкт-Петербург), Игорь Камянов (Москва), Валерий Лука (Санк-Петербург), Елена Юдина (Санкт-Петербург), Виктор Шриккер (Германия) – пропели оду гуаши, а зрителям преподнесли прекрасный подарок в преддверии зимы. Мы долго будем помнить эту колористическую полифонию гуаши.

 

Владимир Назанский открывает выставку
На вернисаже (слева направо) Владимир Назанский, Мария Юфа, Арон Зинштейн, Александр Косенков
Александр Косенков. Полонез Огинского
У произведений Юлии Сопиной
Юлия Сопина. Торторето
Юлия Сопина. Торторето
Игорь Камянов. Мосты Петербурга
Тамара Грицюк. Без названия
Инна Скляревская. Крюков канал. Белая ночь
Инна Скляревская. Мариинский театр и трамвай
Арон Зинштейн. Крюков канал
Арон Зинштейн. Мост в Вене

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version