Вернисаж с Ириной Ларионовой

Затерянный мир Паанаярви

Александр Феофилактов (Мурманск). Озеро Паанаярви
Александр Феофилактов (Мурманск). Озеро Паанаярви

В этом году одному из крупнейших национальных парков России Паанаярви исполняется 25 лет. Событию посвящена выставка художников из Петрозаводска, Мурманска, Гатчины, Вологды, Великого Новгорода, Финляндии, что открыта до 21 мая в Городском выставочном зале.

 

Это были первые художники, которые работали на территории парка после Аксели Галлен-Калела.

Еще в конце XIX века финны планировали устроить в этой местной Швейцарии национальный парк, но не случилось. А место заповедное, уникальное: горы, отвесные скалы, мощные водопады, озера, святилища древних – сейды, тайга – в общем, край удивительный и богатый не только монументальной природой, но и  всякой рыбой и лесным зверьем. Ну а самое привлекательное для городских жителей – отсутствие всякой цивилизации, шума, суеты, а для художников еще и то, что здесь  можно черпать  вдохновение и творить или набираться впечатлений для будущих работ.

«Да это единственный в своем роде ландшафт! Он кажется невероятным! Такое даже присниться не может!», – фраза Артура Конан-Дойля из его романа «Затерянный мир» как нельзя лучше описывает впечатления художников.

Район, где располагается парк, отошел к Советскому Союзу в 1944 году. Парк появился только в 1992 году, и поэтому неслучайно организаторы включили в экспозицию старые фотографии 20-30-х годов, чтобы показать, какой была жизнь в то время. Известно, что район Куусамо был плотно заселен, а деревня Паанаярви славилась своими зажиточными дворами.

В экспозиции представлены несколько зарисовок избы  Александра Колобаева. Созданные во время экспедиции в 1926 году, они предоставлены для выставки питерским Этнографическим музеем.

Многие мои знакомые уже побывали на выставке с романтическим названием «Затерянный мир» и не пожалели. Увидеть многоликий мир Паанаярви глазами художников – радостная возможность осознать, что мы живем в уникальном крае, и попытаться разглядеть в привычном для нас ландшафте новые линии, ракурсы, почувствовать иные состояния,  впечатлиться и наконец, чем черт не шутит, махнуть в отпуск в Паанаярви, что находится в Лоухском районе. Знаю почитательницу творчества Нелли Григорьевой, которая видит Север исключительно ею созданными серебристо-голубыми  графическими образами.

В одной компании мы обсуждали открывшуюся выставку и единодушно пришли к выводу, что она удалась. Большое впечатление оставили произведения Владислава Булганина из Великого Новгорода.  Чувствуется уверенный авторский подход, основательная композиция, они сразу бросаются в глаза и запоминаются мощной энергетикой.

Владислав Булганин (Великий Новгород). Порог Киваккакоски
Владислав Булганин (Великий Новгород). Порог Киваккакоски

Пленили  пейзажи в технике гуаши Александра Гофмана из Гатчины. Его осень оказалась сродни весне – она отличается  яркостью красок, акварельной прозрачностью и позитивным настроением.

Александр Гофман (Гатчина). Киваккакоски
Александр Гофман (Гатчина). Киваккакоски

Вызывают восхищение величественные виды северной природы другого   художника из Великого Новогорода — Булата Яманова. Глядишь на них, и в памяти, конечно же, возникает Гавриил Державин и такой поэтический классический жанр как ода.

Булат Яманов (Великий Новгород). Парк Паанаярви
Булат Яманов (Великий Новгород). Парк Паанаярви
Булат Яманов (Великий Новгород). Водопад Мянтюкоски
Булат Яманов (Великий Новгород). Водопад Мянтюкоски

Другой его коллега и земляк  Олег Саулов видит затерянный мир Севера иначе: его работы полны поэзии более утонченного рода рода, это скорее лирические зарисовки.

Пронзительна по ощущению северная осень у Александра Феофилактова из Мурманска. Вполне вписались в экспозицию узнаваемые  акварели карельского  мастера Александра Каштанова, созданные в 70-е годы. На выставке представлены произведения и других авторов – Виктории Сахаровой  из Великого Новгорода, Валерия Попова, Аркадия Полякова из Вологды, Юлии Коросовой из Петрозаводска, Натальи Поздняк из Куусамо (Финляндия). .

Основные средства предоставил Европейский Союз, но это не единственный источник финансирования. Художники обратили внимание, что в парке серьёзные и неравнодушные сотрудники. Они постоянно придумывают что-то новое, особенно для детей, и это при достаточно жёсткой дисциплине поведения в парке. Им удаётся воспитывать посетителей в духе экологического туризма, именно потому там очень чисто, люди не мусорят.

— Пленэр был уникальным по составу художников из разных городов, художников зрелых, — говорит Нелли Григорьева. — За очень короткий срок для нового места и северного климата с его переменчивой погодой они умудрились написать много работ — каждый создал от 12 до 25 холстов или листов акварели, выставка всё просто не вместила. Сам факт рисования на горе Кивакка о многом говорит: чего стоило туда подняться  с мольбертами да красками.

Судя по отзывам, первые зрители ушли с выставки под сильным впечатлением. Впереди праздники —  вот и повод посетить выставку, особенно если вы не едете на природу.

Фото автора