В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась замечательная выставка «Гуашь два О». Весной и летом этого года она экспонировалась в известном музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге.
Открытие выставки было приурочено ко дню рождения музея. Пробираясь сквозь толпу, наткнулась в вестибюле на маститого живописца, спешащего покинуть зал еще до начала вернисажа и обронившего на ходу, что смотреть, дескать, там нечего. И мой интерес к выставке сразу возрос.
Не припомню такого прежде, чтобы все авторы представили произведения, выполненные только в технике гуаши. Получилась своего рода ода гуаши. Помнится, раньше ее всегда считали краской для детей, плакатной и вообще мало практичной, быстро осыпающейся. Кто из нас в детстве не рисовал гуашью в детском саду? Запах гуаши — это запах детства. Поэтому увидеть, что и как творят с помощью гуаши серьезные художники –по крайней мере любопытно. А кто из великих пользовался такой техникой? Википедия подсказала, что многие мастера не брезговали гуашью:. Пикассо, Матисс, Ван Гог.
Интерес и любопытство были удовлетворены в полной мере. Более того, выставка вызвала столько положительных эмоций, что я посмотрела ее уже дважды и, думаю, заглянуть в зал еще и перед закрытием. Почему? Мне кажется, секрет успеха в том, что, с одной стороны, техника и сам материал очень узнаваемы для зрителя, даже ребенка. И при первом рассмотрении думаешь, что рисовал ребенок. И что ты сам так можешь тоже. А потом, вглядываясь в работы, понимаешь и видишь в них значительно больше, чем мог бы показать ребенок. В произведениях художников чувствуется глубина осмысления выбранных сюжетов, умелое обобщение образа, серьезность и прочувствованность темы, ироничность, на которую не способен ребенок, юмор, каждый автор индивидуален в своем восприятии мира, в творчестве. На детской же выставке часто ловишь себя на мысли, что все рисуют одинаково талантливо.
Оказывается, экспозиция выставки в Петрозаводске получилась несколько иной по своему составу и количеству участников. По словам куратора Владимира Назанского, в Эрарте она составляла половину петрозаводской полной версии и экспозиционно очень удалась.
— Надеюсь, — обратился он к зрителям, — вы оцените ее структуру, стилистику, тематику. Стилистически разные авторы взаимодополняют друг друга и возникает прекрасное ощущение колористической полифонии.
Петрозаводский зритель почувствовал эту полифонию красок. В книге отзывов появилась такая запись: «Потрясающая выставка! Высочайшее эстетическое наслаждение, насыщение свободой, цветом. Удивительная гуашь! Давно такого чувства внутри не было, огромное удовлетворение и радость!».
Это и в самом деле радость — созерцать утонченные произведения Юлии Сопиной (Санкт-Петербург), от которых в сердце поселяется нежность и печаль, та самая, что бывает светлой. Наслаждаться энергичными красками Инны Скляревской (Санкт-Петербург), ее розовыми и желтыми иноземными полями, а особенно Петербургом, таким узнаваемым и романтичным, таким несравненным, родным для всякого русского сердца. Оживать от серых будней перед жизнерадостными листами удивительного Александра Косенкова, математика по первому своему образованию, а по призванию души самобытного художника. И конечно, удивляться творческой бодрости и свежести взгляда обаятельного Арона Зинштейна и его свободной манере в обращении с гуашью. О нем пишут: «В его работах всегда ощущается движение, жизненность, ирония. Своим радостным настроением экспрессионизм Зинштейна отличается от немецкого или американского экспрессионизма».
«В изобразительном ряду выставки, — это слова Владимира Назанского, — преобладает пронизывающая искусство XX-XXI века экспрессионистическая линия. Здесь она представлена в романтической версии, характерной для Петербурга».
Все вместе художники – а это Тамара Грицюк (Новосибирск), Феликс Влосонков (Санкт-Петербург), Игорь Камянов (Москва), Валерий Лука (Санк-Петербург), Елена Юдина (Санкт-Петербург), Виктор Шриккер (Германия) – пропели оду гуаши, а зрителям преподнесли прекрасный подарок в преддверии зимы. Мы долго будем помнить эту колористическую полифонию гуаши.
Фото Ирины Ларионовой