Интернет-журнал «Лицей»

Космос Олега Юнтунена

В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась выставка мастера офорта Олега Юнтунена. Фото Ирины Ларионовой

В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась выставка уникального карельского мастера офорта.

 

– Наверное, впечатление было бы другим, если бы работ было меньше. Но эти повторяющиеся скалы, озера, стволы деревьев создают ощущение провала во времени. Как будто все это еще до начала времен. Или после конца. Выставка очень понравилась — совершенно мистическое ощущение остается. Его даже трудно передать, — это впечатление завсегдатая вернисажей, сотрудника издательства ПетрГУ Аллы Соболевой. Невозможно не согласиться.

Олег Юнтунен ушел из жизни 12 лет назад, но из нашего поля зрения он не исчез, даже наоборот. Каждая новая выставка, подготовленная женой художника Ольгой Юнтунен, показывает мощь и силу его  работ, открывает зрителям новые грани самобытного таланта.

Ольга Юнтунен

Обыватель, пожалуй, не заметит разности цветовых оттенков почти идентичных офортов, расположенных рядом. Но внимательный зритель непременно почувствует отличие и увидит, что организаторы выставки сделали всё, чтобы представить отчасти и «кухню» художника, провести зрителя дорогой творческого поиска и открытий. Здесь представлены и некоторые работы, которые Олег считал браком: неудачные, на его взгляд, оттиски по цвету, а также материалы, которыми пользовался художник, инструменты, печатные доски.

Юнтунен был человеком необычным. Коллеги отмечают удивительную скромность, несмотря на то что отец его был заслуженным и известным художником в Карелии. Все вспоминают о невероятной работоспособности Олега. Он не был разговорчив, скорее замкнут, это был человек сам в себе. Его непреодолимо тянуло на Север, на Белое море. Там он черпал вдохновение для своих офортов.  Кажется, он побывал во всех уголках нашего края.

– Этот подвижнический труд путешественника, рисовальщика, исследователя совершенствовал самого художника, – считает искусствовед Мария Юфа. – Эта выставка, посвященная только офортам, по сути, эксклюзивной в наше время технике, одна часть его наследия, показывает, какая огромная работа была проделана художником.

Благодаря продуманно составленной экспозиции – от наивных первых офортов конца 70-х и начала 80-х до виртуозных и мастерских произведений начала 2000-х – можно видеть эволюцию автора.

На вернисаж пришло немало молодежи, а также мэтров карельского искусства.

– Мы группой – Олег Юнтунен, Слава Овчинников, Александр Харитонов, Эйла Тимонен – вместе ходили в студию народного творчества, а потом поступали в Ленинград, – вспоминает художник-акварелист Георгий Иванов. – Я Олегу  обычно  говаривал, что, дескать, ты сейчас всё одной левой сделаешь – потому что он рисовал левой рукой. Шутка у меня была такая. А вообще Олег был тихим и хрупким. Было ощущение, что он нуждается в защите. Но он был сильным на самом деле. Работяга страшный! В рисунке был очень дотошным, до педантичности. Казалось, что нарисованная им змея вот-вот с листа ускользнет. Вы посмотрите, как он изображает скол льда — как спил дерева! Настолько это выразительно сделано! В его листах множество разбросанных бревен, камней, столбов. В конце своего пути ему удалось собрать камни. Его произведения приобрели полностью законченную форму. На одном из российских зональных конкурсов он был назван лучшим графиком России.

В ландшафтах Олега Юнтунена никогда нет места человеку. Природа, ее мощь затмевает этот ничтожный венец творения. Известно, что Олег Юнтунен ездил в свои поездки с художниками, а потом и вовсе один. Зифа Юсупова, создатель  альбома «Пейзажи одинокой души» о творчестве отца и сына Суло и Олега  Юнтуненов, считает, что в таких поездках Олег был на одной волне с потусторонним миром, чувствовал его и переживал особенно, потому что иначе невозможно было бы создать столь мистические вещи.

В работах Олега Юнтунена и в самом деле нет никакой лирики, никакого позитива, простой  радости бытия, что могла бы привлечь обывателя. Здесь есть суровая реальность на грани сюра, в них чувствуется что-то потустороннее, мистическое. Эти листы мне напоминают эстетику фильмов Тарковского.

– В его произведениях есть восторг! – убежден художник Аркадий Морозов. – В них есть много для размышлений, это произведения-медитации, чем-то в этом Юнтунен похож на японцев. Кроме того, в них есть и романтизм, и критический реализм, и гиперреализм и, наконец, сюрреализм! Просто надо внимательно вглядеться в эти работы. Смотреть не поверхностно, а взглянуть вглубь, внутрь и тогда откроется!

Искусствовед Людмила Соколова вспоминает:

– Я бывала у Олега в мастерской и помню, как он был вдохновлен технологией, как увлечен материалом. Он был северный человек. Настоящий! Поэтому на его листах Мироздание, Космос, а не просто ландшафт или очередной пейзаж. Ему никогда самому с собой не было скучно!

– Он был органичным человеком, –  в разговор об Олеге Юнтунене вступает Александр Трифонов. – Его не интересовали разговоры  о том, о сем. Если речь шла о чем-то конкретном, как это сделано — это его оживляло бесконечно!

Весь этот год Городской выставочный зал живет под эгидой 20-летия с момента открытия.

– Один из самых ярких и главных подарков нам самим себе, – сказала в приветственном слове директор ГВЗ Мария Юфа, –  и стала выставка Олега Юнтунена, которую мы открываем с большим удовольствием и честью. Наследие этого выдающегося художника в истории карельского искусства исчисляется тысячами графических листов. Имя и творчество  Юнтунена вполне  могло бы стать брендом Карелии и лицом нашей изобразительной культуры.

Спешите видеть! Выставка открыта только до 26 ноября.

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version