В Музей изобразительных искусств Карелии я рекомендую всем своим гостям заглянуть непременно. Во-первых, он находится в старинном здании, во-вторых, выглядит очень современно, а в-третьих, специально для гостей города музей каждое лето делает большую выставку для знакомства с творчеством карельских художников, включая, конечно, и произведения из фондов музея.
«Заблудись в Карелии»
Первый отклик в книге отзывов, хотя выставка только открылась, гласит: «Эта выставка сделала наш день! Мы очарованы, околдованы…». В этот летний сезон музей представляет выставку «Заблудись в Карелии». Куратор — Анита Дункерс, дизайн Владимира Зорина.
Выставка построена по простому принципу — не значит, что не интересному! — от весны к зиме. Основные залы музея представляют палитру всех четырех времен года в изображении разных авторов. Карельских знаменитостей — Тамары Юфа, Суло Юнтунена, Екатерины Пеховой, Бориса Поморцева, Альберта Четверякова и других местных живописцев. Также в экспозицию включили работы таких авторов, как известный художник-космист Борис Смирнов-Русецкий, живописец состояний, как его называли, Николай Ромадин, о котором писал Паустовский, и петербуржский график и живописец Юрий Люкшин.
Каждый раз, вглядываясь в полотна наших карельских классиков живописи и графики, поражаюсь их мощи. Говорят, в советское время не было свободы для творчества, однако, судя по полотнам наших мастеров, талантливый художник при любых условиях может проявить свое дарование. Произведения карельских авторов – основательная и интереснейшая коллекция. Ее не только не стыдно показать гостям, но мы вполне можем ею гордиться.
Бесконечно готова любоваться изысканными линиями и нездешней красотой образов Тамары Юфа и яркой воодушевляющей живописью Екатерины Пеховой, почти декоративными и мощными по духу пейзажами Суло Юнтунена, лиричными, с какой-то особой задушевностью, полотнами Евгения Судакова, знакомыми до боли деревенскими северными пейзажами Бориса Поморцева.
Греют душу работы и художников другого поколения: Нелли Григорьевой, Виктории Зориной, Владимира Лобанова.
Несколько слов об экспозиции. Замечательно, что выставка приближает зрителей к задумке авторов: погрузить зрителя в атмосферу карельской природы. А потому Владимир Зорин, известный лэнд-арт художник, использовал элементы и явления, характерные для нашего края: деревья, образ лодки, лабиринт.
Авторы придумали для зрителей и много интерактивных моментов.
«Мария Федоровна. Художник и коллекционер»
Жемчужиной летнего показа считаю также маленькую, но очень емкую и душевную выставку «Мария Федоровна. Художник и коллекционер». Здесь нужно прежде прочесть и вникнуть в то, что написано под картинами и на баннерах, и вам приоткроются удивительные вещи. Частично о них мне поведала директор музея Наталья Вавилова, которую встретила на выставке. Ее увлеченность музеем и любовью к нему согревали этот рассказ. Вот он вкратце:
— Нашему музею очень повезло, ведь в нашей коллекции находятся три уникальнейших произведения императрицы Марии Федоровны, принцессы Дагмарской, матери императора Николая II. Они попали в Карелию в 1928 году, в год смерти императрицы, из Ленинградского музейного фонда при распределении между музеями национализированных произведений искусства. До 1960 года работы хранились в краеведческом музее, а затем в запасниках Музея изобразительных искусств. И только в 1997 году, в год 150-летия Марии Федоровны Романовой, её работы впервые отправились на выставку в Данию, на родину императрицы-художницы. Взгляните на эти фотографии, — Наталья Ивановна указывает на старое фото одной из комнат Аничкова дворца, — вот эта акварель «Скряга» Марии Федоровны когда-то украшала стены дворца, где жила семья. И вот эта работа — Арсения Мещерского, ее тоже можно увидеть на этой фотографии, как и «Портрет девушки итальянки» Иоганна Кёллера. Теперь все эти произведения находятся у нас в музее. Но это еще не все.
— Уверена, — продолжает директор, — что именно сама судьба привела эти картины Марии Федоровны в наш музей. Дело в том, что в 1863 году двадцатилетний цесаревич Николай Александрович, будущий наследник, посетил вместе с художником Алексеем Боголюбовым Петрозаводск. И между прочим, побывал в этом самом здании музея, где когда-то была гимназия. Здесь цесаревич Николай Александрович выступил перед гимназистами. Через год Николай Александрович был помолвлен с принцессой Дагмар, о которой писал матери: «…Если бы Ты знала, как я счастлив: я влюбился в Dagmar. (…) Как мне описать ее? Она так симпатична, проста, умна, весела и вместе застенчива. Она гораздо лучше портретов, которые мы видели до сих пор. Глаза ее говорят за нее: такие добрые, умные, бойкие глаза». Но не суждено было цесаревичу сесть на престол, не суждено было стать супругом Марии Федоровны, принцессы Дагмар. Через два года Николай Александрович скончался. И через некоторое время Мария Федоровна стала женой его брата Александра III.
В маленькой экспозиции выставки представлены не только три произведения принцессы Дагмар, но также полотна ее учителя, известного русского художника Алексея Боголюбова. Это он приезжал в Петрозаводск вместе с будущим наследником и побудил царскую чету собирать произведения искусства. Представлены несколько работ из коллекции царской семьи.
Летняя музейная академия
В музее уже третий год работает летняя академия, в которую не так легко попасть, поскольку количество мест ограничено. Знаю одного ребенка, который все три года ее посещает. А девочка Лиза, походив на занятия несколько дне и очень уставая поначалу, уже заявила маме, что в следующем году точно пойдет учиться в академию.
Чего здесь только не происходит! Экскурсии, причем не только по своему музею, пленэры, мастер-классы, игры, работа над созданием на компьютере мультиков.
При мне дети придумывали образ буквы, у каждого он был свой. Мальчик постарше рисовал образ-рассказ, все детали рисунка у него начинались с одной буквы. Это было настолько интересно, что мне стало жаль: в моем детстве такого музея рядом не было.
Фото Ирины Ларионовой