Интернет-журнал «Лицей»

Словно глоток грузинского вина

Алексей Кварацхелия. Праздник
Алексей Кварацхелия. Праздник

В Городском выставочном зале открылась выставка «Грузинская палитра». Представлены работы грузинских художников из Петрозаводска и Санкт-Петербурга.

Открытие выставки

Любители вы Грузию так, как люблю ее я? На этот вопрос, уверена, большинство скажут: «Несомненно!» И впрямь, как не любить эту прекрасную небольшую страну: такую колоритную, яркую, гостеприимную, открытую! Мы любим грузинскую кухню, грузинское вино, чтим память Нино Чавчавадзе, почитаем Гавриила Ургебадзе, любим смотреть грузинские фильмы и нет для нас Грузии без Нико Пиросмани.

И в нашем небольшом Петрозаводске все знают и любят ставших волею обстоятельств петрозаводчанами грузинских художников: Бадри и Наталию Топурия,  скульптора Ченку Шуквани, художников декоративно-прикладного искусства Янину Ивасенко и Тенгиза Гиголашвили. Они своей художнической деятельностью привнесли в нашу  жизнь яркие и насыщенные краски.

Бадри Топурия. Новые грузины
Наталья Топурия. Городской парк. Пластилин
Ченка Шуквани. Гора Тетнулди
Янина Ивасенко. Бабочка

Удивительно, но они видят мир иначе, чем северяне. То ли глаз у южан работает по-другому, то ли восприятие мира позитивнее. В этом мне довелось убедиться, когда побывала на огромной по масштабам выставке в Новом доме художника в Тбилиси. То же можно сказать и про наших грузинских гостей-художников, проживающих в Санкт-Петербурге.

В первую очередь обратила внимание на то, как пишут Русский Север грузинские авторы. В экспозиции представлено несколько работ на эту тему, и они сразу бросаются в глаза, потому что, несмотря на некую цветовую сдержанность, все равно в них как трава весной пробивается иная, жизнеутверждающая палитра. И белая ночь на полотне Инны Алтунашвили яркая, синяя и теплая по атмосфере. И дворик поморского дома залит мощными потоками солнца, как в родной Грузии. Любопытно, что с одним из авторов выставки Дарико Беридзе я случайно познакомилась в интернете. И вот ее необычные декоративные полотна экспонируются в нашем зале.

Инна Алтунашвили. Вечер
Дарико Беридзе. Мария

Была на выставке дважды. В первый раз взглянула на ходу, когда еще шла работа над экспозицией. Немножко испугалась: мне показалось, что работ слишком много, что наш небольшой зал с трудом их вмещает. Пробыла недолго, но пока разговаривала, спиной почувствовала мощь и энергетику грузинской выставки.

Второй раз пришла специально. Можно сказать определенно: грузинские художники любят свою страну на расстоянии особенно нежно. Эта любовь читается во всех полотнах: в берущих за душу пейзажах Ростома Басиладзе или нашего Ченки Шуквани, в ярких оранжевых и ультрамариновых нарядах женщины Валерия Аркании, в трогательных живописных сюжетах Алексея Кварацелия, в праздничном Рождестве Заза Харабадзе, в солнечном тбилисском дворике Елены Хадорадзе.  

Ростом Басиладзе. Весна
Валерий Аркания. Женщина в оранжевом платье
Заза Харабадзе. Рождество
Елена Хадорадзе. Тбилисский дворик
Тамаз Бекаури. Гергети

Но больше всех легли на душу полотна Зура Евгения Цхадая. В них есть то, что считывает сердце своим внутренним чувством, когда глаза смотрят на звенящие краски, на формы, теряющие свои очертания («Весна», «Белый корабль в Поти»), на сдержанные, как будто с древних фресок, фигуры («Интерьер церкви»). Сердце считывает красоту, гармонию и любовь. Всё просто!

Зура Евгений Цхадая. Белый корабль в Поти

В подтверждение своим словам прочла в книге отзывов слова Галины Варшеевой: «Выставка удивительная, словно глоток хорошего грузинского вина в нашей размеренной пасмурной жизни!»

Exit mobile version