Какое мне дело до того, как американский фотограф видит смотрительниц отечественных музеев — Русского, Пушкинского, Третьяковской галереи и Эрмитажа? Вот вы ведь наверняка входите в те счастливые почти 40 процентов россиян, которые попадают в музей хотя бы раз в год. Ну и как часто вы всматривались в женщин, которые доблестно несут свою вахту на границе, отделяющей шедевры от обыденности?
То-то и оно. Собственными глазами не разглядели, а тут еще и иностранец со своими причудами. Однако этот факт лишний раз свидетельствует, что нужны такие люди, как фотограф Энди Фриберг, которые даже из рядовой бабушки сделают культурное достояние. Чтобы остальные однажды прозрели.
Хотя, если честно, то на выставку «Смотрительницы» в медиа-центр «Vыход» я шла не за прозрением, а из-за оригинальности ситуации: пойти и посмотреть на тех, чьё обычное дело — смотреть за тобой. Мне показалось забавным войти в роль «смотрящей за смотрительницами».
Пересекая порог, останавливаешься и невольно хмыкаешь — в каждой фотографии присутствует юмористическая нота. И все они в конечном итоге сливаются в мощный приятный слуху мажорный аккорд. Картины, скульптуры, арт-объекты действительно начинаются восприниматься иначе, как и отмечено в пресс-релизе.
Куда это направились «Философы» М. Нестерова или «Сталин с Ворошиловым» А. Герасимова? Как скоротать время «Перед танцами» Ю. Кугача? Действительно ли велик и интересен «Моисей» Микеланджело? На эти вопросы вам ответят смотрительницы, которые вписываются в произведения искусства как родные. Между ними и полотнами завязываются тесные взаимоотношения, диалог живого с неживым. И это наглядно. То есть не требуется брать рядового зрителя за руку и объяснять: здесь художник хотел, чтобы вы посмеялись, а здесь — чтобы задумались. В эпоху туманности, недосказанности, намеков и глубокомысленных подмигиваний ясность дорогого стоит. В «Смотрительницах» всё прозрачно, как в прописях.
В общем, как говорится, искусство требует жертв, и они должны наполнить зал. В данном случае на проспекте К. Маркса, дом 14. До 29 апреля. Даже если фотографии Э. Фриберга не поразят вас в самое сердце, так хоть настроение заметно улучшат. Проверено на себе.
Фото Ирины Ларионовой