Интернет-журнал «Лицей»

Зачем говорить, когда не о чем говорить?

В последнее время довелось прочесть и посмотреть серию интервью с российскими деятелями искусства. Представителями разных поколений, разных жанров. Были диалоги журналистов с Раймондом Паулсом, Ией Саввиной, Михаилом Казаковым, Владимиром Машковым… Во всех – глубокие размышления об искусстве, достаточно объективные мнения о своем месте в нем. При этом  скупо дозированные сведения о личной жизни, явное стремление оберегать ее от посторонних.

Хотя личная жизнь известных людей наряду с профессиональной порой достойна уважительного внимания. Например, я не знал, что сын Ии Саввиной страдает болезнью Дауна. И что она в свое время не только не отдала его в специализированное учреждение, как ей настоятельно советовали, но и вырастила социально абсолютно полноценного человека с талантом художника и прекрасным знанием английского языка!
Совершенно случайно прочел несколько интервью и со звездами российского телевидения и эстрады. Большинство выстроены по единому шаблону – самолюбование, базирующееся на железобетонной уверенности в собственной уникальности. При этом – охотное изложение всех подробностей своего бытия с особым упором на факты материального благополучия. В частности, было сообщено, что певец – кумир россиянок – передвигается по отечественным железным дорогам не на верхней плацкартой полке, а в собственном спальном вагоне. А когда-то подающий большие надежды пародист, автор искрометных монологов, а ныне ведущий нескольких телевизионных шоу, наконец-то заселится в личный подмосковный замок (не путать ударение – оно на первом слоге!)… Моему вниманию были предложены описания гостиничных номеров, в которых останавливаются кумиры народных масс, названы марки автомобилей, которые они предпочитают… Многое я почерпнул из тех интервью. За исключением того, ради чего принимался их читать и смотреть. От интервьюеров ждал, но так и не дождался совершенно естественного вопроса: «Вы все это зачем рассказываете?».
Не стану гадать, что ответили бы наши круглосуточно блистающие эстрадно-телевизионные звезды. Но имею предположительные и для меня убедительные ответы на два других столь же интересных вопроса: когда и почему дверцу в сугубо личное пространство, куда посторонним вход, казалось бы, должен быть заказан, хозяева гостеприимно распахивают перед всеми и каждым?
Давно заметил, что обычно это происходит, когда на фоне оглушительной популярности у одаренных личностей наступает застой в творчестве. Внешне все в ажуре: есть телешоу, в которых они привычно участвуют, есть гастроли, есть приглашения на корпоративы, есть громадные гонорары… Но не более того! Никаких новых свершений, никакой динамики, ничего того, о чем можно было бы глубокомысленно порассуждать, блеснув умом и эрудицией. Вот разве что только о персональных вагонах, личных замках… Да еще о романах, расставаниях, несостоявшихся браках… Наблюдая за публичной жизнью этих людей лишь вполглаза (в оба там смотреть особо не на что), я хорошо понимаю, что кроме обывательских подробностей им действительно больше сказать-то и нечего. А помолчать не получается. Во-первых, терзает постоянный страх лишиться внимания к своей персоне, без которого у людей определенного склада неизбежна «ломка». Во-вторых, загадочно и красноречиво помолчать о себе, не теряя популярности и уважения у публики, – для этого тоже специфический талант нужен!
Масса «звезд» именно его лишена напрочь. По моему мнению, их подводит глубинный комплекс неполноценности. Достигнув в своем деле того, чего достигли, они, похоже, никак не могут в это поверить. Им необходимо непрерывно получать подтверждение в глазах окружающих, добиться которого пытаются окунанием всех в мельчайшие подробности своего благополучия и шикарного образа жизни. Все усугубляется еще и отсутствием ценнейшего качества – самоиронии. А без нее легко и стремительно развиваются чрезмерно трепетное отношение к своим достижениям и злокачественное самопочитание.
Непонятно, какие чувства у читателей-зрителей рассчитывают спровоцировать подобными откровениями. Неужели кто-то всерьез предполагает, что поклонники придут в восторг, узнав, к примеру, о приобретении модным в свое время композитором навороченного пентхауза в престижном районе зарубежной столицы? Как сказали бы старые коренные одесситы, «забудьте этих глупостев»! Как правило, выставленная напоказ роскошь предсказуемо вызывает либо одну из трех реакций, либо их сочетание.
Чаще всего – зависть. Ту самую, на которую ее же и породившие своей досужей болтливостью звезды склонны постоянно сетовать.
На втором месте раздраженное разочарование. Действительно, от признанного таланта можно было бы ждать неординарных суждений. А их у него или у нее то ли в данную минуту нет, то ли изначально быть не могло. Но вместо того, чтобы отмолчаться, он или она, прошу прощения, втюхивают никому не нужные сведения о себе.
И третий тип реакции – полное равнодушие к новостям из жизни звезд, плавно и гармонично перетекающее в столь же полное равнодушие к их деятельности. Вот это – обо мне. Я не читаю «желтых» изданий, не заглядываю на странички светских новостей. И все же едва ли не ежедневно получаю повод злиться. Поскольку все, чего тщательно избегаю, системно и целенаправленно засовывают в любые тексты и сюжеты. То, что я не знаю, где и какие партии танцует (да и танцует ли вообще в своем возрасте) конкретная не самая выдающаяся балерина, она же – всем известная светская львица, невелика беда. Проблема в другом: мне не позволяют не знать, где и по какой цене она продает свою супер-пупер квартиру. Мне навязали и эту новость, и многие другие подобного рода! От них буквально не спрятаться, не скрыться.
Ну, ладно звезды… В конце концов, они просто люди, и даже высокий уровень их творческих возможностей, увы, вполне может сочетаться с неумеренной пошлостью. К великому прискорбию, и многим журналистам, включая редакторов, судя по многочисленным образчикам информационной продукции, тоже присущ подобный неестественный симбиоз.  Именно эти современные «гиены клавиатуры» упорно и трудолюбиво пытаются стереть разницу между вешалкой, с которой начинается театр, и раздевалкой в общественной бане, с которой начинается помывочный зал.
…Посмотрел на телеканале «Культура» передачу, посвященную юбилею актрисы Ольги Яковлевой. Разумеется, в рассказе о ней невозможно было не упоминать чуть не ежеминутно покойного замечательного режиссера Анатолия Эфроса. И хотя всем давно и точно известно, что их связывали не только творческие отношения, авторы и участники передачи сумели не сказать об этом ни слова. Они хорошо понимали, что даже самые осторожные слова на данную тему были бы здесь неуместны. Уверен, многие телезрители оценили такую деликатность.
Exit mobile version